Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ВВСѢДД. β РА96ЛАВЛВНН0Н.

47

какъ кротко и снисходительно н ео всею попечительностью. И ее
тцыи ш книоияшкъ рѣша въ еебѣ: еей хулитъ (Матѳ. іх, 4); не
высказалн этого слова, не проиэнесли языкомъ, но сокровѳнно
водумали въ душѣ. Что же Христосъ? Онъ обнаружилъ сокровенныя помышленія ихъ, желая покааать ішъ силу своего Божѳства прежде доказательства посредствомъ исцѣлеяія тѣла разсдабленнаго. Α что одному только Богу, Его Божеству, свойственво открывать сокровенныя мысли дупш, объ этомъ въ Писаніи говорится: Ты ёдипъ вѣеи еердца (3 Цар. ѵш, 89). Видшнь
лн, что слово единъ опять говорится не въ отличіе отъ Сына? Въ
самомъ дѣлѣ, еслн одинъ Отецъ знаетъ сердца, то какъ же Сынъ
анаетъ сокровенныя мысли души? Ссшь бо вѵьдяхие, сказалъ евангелистъ, что 6ѣ въ человѣцѣ (Іоан. п. 25); и Павелъ, выражая, что
анать сокровенное свойственно Богу, сказалъ: испытаяй же сердца
(PHML Ѵ Ш , 27), пршшсавъ етюсъ словамъ такую же силу, какая
эаключается въ имени: Богъ. Какъ въ томъ случаѣ, если я
ѳкажу: посылающій дожди, я укажу самымъ дѣломъ не на другого кого-нибудь, а на Бога, потому что это свойственно только
Ему; и ѳсли екажу: возводящій солнце, то, хотя и не прибавлю
нмени: Богь, еамымъ дѣломъ укажу на Него,—такъ точно и Павелъ, еказавъ: испытаяй гердца, вырааилъ, что Ему только свойственно испытывать сердца. Если бы такое выраясеніе имѣло не
одну и ту же силу съ имѳнѳнъ: Богъ, для указанія на Того, ο
Комъ намъ говорится, то онъ не употребилъ бы одного только
атого выраженія. И ѳсли бы это было дѣломъ общимъ у Него съ
съ тварію, то мы нѳ узнали бы, ο комъ говорнтся, такъ какъ
общность дѣла производила бы вѳдоумѣыіе въ душѣ слушателей.
Итакъ, когда усвояется это ствойство Отцу, то усвояѳтся и Сыну,
равенство съ которымъ несомнѣнно открывается и отсюда. Позтому Онъ іі говорить: вскую вы мыслшпе лунавая въ сердцахъ
своихъ? Что бо есть удобѣе, рещи; отпущаются ти грѣси, илирещи:
воетани и ходи (Матѳ. іх, 4)?
7. Вотъ и второе доказательство представляетъ Онъ касательно отпущенія грѣховъ. Отпустить грѣхи гораздо важнѣе, нежели исцѣлить тѣло, и столько важнѣе, сколько душа ваяшѣе
тѣла. Какъ разслабленіе есть болѣзнь тѣла, такъ грѣхъ — болѣзнь души; но это, хотя и болынее, было не видно; а то, хотя и
меныпее, было видно. Поэтому, намѣреваясь употребить менылее
ддя доказательства болыпаго и желая показать, что Онъ поступнлъ такъ по ихъ немощи и снисходя къ ихъ слабости, Онъ
говорить: что удобѣе рещш отпущаются ти грѣси, или рещи:
воепшни и ходи? Почему же Онъ для нихъ приступаетъ къ меыьшему? Потому, что явное служитъ явнѣйшимъ доказательствомъ