Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
508

ТВОРЕНТЯ СВ. ЮАТТПА ЗЛАТОУСТАГО.

нибудь чѳловѣческое (о чемъ не перѳстану повторять), но чтобы
изъ этого ты увидѣлъ теплоту, искрѳнность, силу и пламенность
Его любви. Говоря затѣмъ, что Онъ любитъ какъ отецъ и болѣе,
чѣмъ отѳцъ, какъ мать и болѣе, чѣмъ мать, какъ новобрачвый іт
болѣѳ, чѣмъ новобрачный, и что Ояъ прѳвосходитъ нѣжпость новобрачнаго настолько же, насколько небо выше земли и еще болѣе того, насколько востокъ отстоитъ отъ запада и даясе болѣе
Τ<ΚΌ,
Онъ нѳ останавливаѳтся даже на этихъ образахъ, а идетъ
ещедальше, чтобы показать это на еще болѣѳ сильномъ прииѣрѣ.
Такъ, когда Іона, послѣ своѳго бѣгства и примирѳнія Бога съ
нивевитянами, видѣлъ, что угрозы ѳго нѳ переходили въ дѣло и
онъ мрачно и безпокойно поддался нѳмощи человѣчѳской природы, то Господь повелѣлъ солнцу усилить пламя своихъ лучѳй,
а потомъ Онъ же повелѣлъ землѣ произвесть для нѳго огромную
тыкву, которая могла бы давать тѣнь головѣ пророка, каковымъ
средствомъ оживилъ его члены и положилъ конецъ его бѣдствіямъ, а затѣмъ и опять огорчилъ ѳго, заставивъ изчезнуть закрывавшеѳ его растеніе, — когда онъ видѣлъ это, и былъ то доволѳнъ, то огорчѳнъ,—послушай, что говоритъѳму Господь: ти оскор-



билея ееи ο тыквѣ, ο ней же не трудился еси, ни воскормилъ еси
ея. Ааъ же пе погцажду ли Ниневіи града великаго, въ немъ же оюивутъ множайшіи пеже дванадееять темъ челоеѣкъ, иже не познаша
* дескицы своея, пиже шуйци сѳоея (Іон. гѵ, 10, 11); а это означаеть:

нѳ столько тебя услаждала тѣнь тыквы, сколько Меня обрадовало
спасеніе винѳвитянъ, и гибель тыквы нѳ столько огорчила тебя,
сколько ихъ гибѳль огорчила бы Мѳня. Потому погябель ихъ
491 была нѳ по душѣ Мнѣ. Видшпь ли, какъ и здѣсь Онъ идетъ
дальшѳ взятаго образа. Онъ не просто говоритъ: ти оскораился
еси ο тыквѣ, но еще прибавляетъ: ο пей же не трудижя еси, ни

воекормилъ. ееи ея. Такъ какъ зѳмлѳдѣльцы особенно любятъ насаждѳвныя ими растенія, на которыя тратятъ много труда, то,
желая показать, что и Онъ любитъ людей по образу этой любви,
Онъ прибавилъ: если ты такъ скорбшпь ο дѣлѣ другого, говоритъ, тѣмъ болѣѳ Я забочусь ο собственномъ дѣлѣ, ο томъ,
чего Я самъ творецъ. Потомъ Онъ смягчаѳтъ и самое нѳчестіе
нинѳвитянъ, говоря, что они не познаша

дееници или

шуйци

евоея; Онъ оправдываѳтъ ихъ тѣмъ, что они грѣшили болѣе по
нѳвѣдѣнію, чѣмъ по злобѣ, что и показалъ конѳцъ ихъ покаянія. Затѣмъ, увѣщѳвая и другихъ^доторые плачутъ какъ будто
оставленные, Онъ говоритъ такъ: eonpotume Мене ο еыпѣхъ Моихъ,
и ο дѣлѣхъ руку Моею sanoendim&Jdnw (Ш. XLV, 11). Сказанное же

означаетъ: напомянаѳтъ ли кто отцу и увѣщѳваѳтъ ли ѳго, чтобы
онъ заботился оробѳшсѣ? Или художнику и рѳмесленнику — чтобы