Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
510 ТВОРВШЯ СВ. ІОАЛПІ 8ЛАТ0УСТАГ0. и путешественникамъ путеводителей и руководителей? Когда бу¬
шуютъ волны и разъяренные валы устремляются на корабль,
когда вѣтеръ яростно дуетъ и наступаетъ мрачная и безлун¬
ная ночь, тогда мореплаватель, разсѣкая море, и сидя на кормѣ,
довѣряетъ себя руководительству неба, и находящаяся на высотѣ
звѣзда, несмотря на раздѣляющее ее разстояніе, кажется какъ
бы недалеко, руководить его съ точностью и приводитъ къ при¬
стани, не подавая голоса, но самымъ видомъ показывая ему
путь и давая возможность ему разсѣкать море, съ точностью но¬
' называетъ время, чтобы онъ то удерживалъ корабль въ пристани,
то съ увѣренностью пускался'въ нѣдра волнъ и по незнанію буду¬
щаго не подвергался неразумно бурѣ и кораблекрушенію. Звѣзды
не только измѣряютъ для насъ годы и указываютъ признаки вре¬
менъ, но съ великою точностью обозначаютъ часъ и движеніе вся¬
кой ночи, показываютъ, прошла ли она, или не достигла п поло¬
вины своего теченія и наоборотъ, чтб полезно не только морепла¬
вателямъ, по п вообще путешественникамъ, чтобы они не пуска¬
лись въ путь ночью въ неблагопріятное время, или чтобы не про¬
должали сидѣть дома въ благопріятное время. Наблюденія надъ
звѣздами и теченіемъ луны съ точностью показываютъ это. Какъ
солнце устанавливаетъ часы дня, такъ луна устанавливаетъ часы
ночи, доставляя много и другой пользы, давая воздуху благотвор¬
ное теченіе, производя росу, полезную для сѣмянъ, и вообще при¬
нося много пользы въ жизни людей. Занимая середину между
хоромъ звѣздъ и солнечнымъ блескомъ, она меньше солнца, зато
гораздо больше и красивѣе звѣздъ. Не мало вообще удовольствія
и пользы для зрителей проистекаетъ и изъ самаго разнообразія,
такъ что мы получаемъ великую пользу и отъ временъ, и отъ ча¬
совъ, отъ мѣры, отъ великаго и малаго, отъ всего разнообразія
несказаннаго. Одно меньше, другое больше и свѣтлѣе, и всѣ они
являются въ различныя времена. Поистинѣ несравнимая пре¬
мудрость Божія повсюду показываетъ въ своихъ дѣлахъ великое
разнообразіе, давая доказательство своего чудеснаго могущества,
а вмѣстѣ съ тѣмъ заботясь о пользѣ зрителей доставляя великую и
неиэреченную пользу, а вмѣстѣ съ тѣмъ и удовольствіе. Вѣдь что мо-
493 жетъ быть пріятнѣе неба, то какъ бы раскинутаго надъ головой чи¬
стаго и прозрачнаго полотна, то какъ многоцвѣтнаго луга, блистаю¬
щаго вѣнкомъ своимъ? Но не такъ пріятно видѣть лугъ днемъ»
какъ пріятно видѣть ночью небо, украшенное многочисленными
цвѣтами звѣздъ, цвѣтами никогда не вянущими, всегда показываю¬
щими свою красоту. А что можетъ быть пріятнѣе, когда по проше¬
ствія уже ночи, хотя солнце еще и не встало, небо покрывается
пурпурной завѣсой, п зарумянивается при появленія солнца?