Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
506

ТВОРЕОІЯ CR.

ГОЛППА 8ЛАТ0УСТАГ0.

голосовъ, сказалъ: пе суть рѣчщ ниже словеса, ихже не слышатся

гласи ихъ (Псал. хѵпі, 4). Вѣдь нашъ языкъ понятенъ только
для одинаково говорящихъ и неповятевъ для иноязычныхъ;
языкъ же творѳнія понятѳнъ для всѣхъ народовъ по всей вселенной.
Г Л А В А V I . Итакъ, для благомыслящихъ людѳй достаточно
и даже болѣе всякаго доказательства отъ дѣлъ одного этого от;шва Божія, чтобы не только показать промышлѳніѳ Божіе, но и
великую любовь Ёго къ намъ. Вѣдь Онъ не только промышдяетъ
ο насъ, но и любитъ безгранично—любовью безстрастной, но планенной и сильной, искренней и неразрушямой, которая никогда
пе иожѳтъ потухнуть. И Св. Писавіе, жѳлая показать это, приводитъ примѣры изъ срѳды людей, приводитъ много свидѣтельствъ
объ этой любви, объ ѳтомъ промышлѳніи и попеченіи. Оно не хочетъ даже, чтобм мы только останавливались на этихъ примѣрахъ, но чтобы подвергли ихъ своему разумѣнію, и приводитъ эти
примѣры не какъ достаточные для показанія любви, но кавъ
наиболѣѳ извѣстныѳ для слушатвлей, такіе, которые лучше всего
489 другого могутъ показать это. Вотъ, напримѣръ: обращ&ясь къ плачущему, скорбящему и взывающѳму: остави мя Господь и Вагъ
Исраилевъ забы мя пророкъ говоритъ: еда забудетъ жена отроча,
свое ежепеполтлоеатиги:чадія чрееа сеоего (Ис. хых, 14, 15), т. е.по9

}

добно тому, какъ женщина не можетъ забыть своихъ дѣтей, такъ
и Богъ пе забываѳтъ рода человѣческаго. Потомъ, чтобы ты
зналъ, что такой образъ пророкъ привелъ нѳ для того, чтобы показать такую только степень любви Божіей, какая есть у матери
къ плодамъ своѳго чрева, но что онъ указалъ на эту любовь какъ на
ііревосходную степень любви (а любовьБогаещѳ выше ея), онъ ирибавилъ: аще же забудетъ еихъ жена, но Азъ не забуду тебе, глаго-

летъ Господь (Ис. хих, 15). Видишь ли, какъ Онъ прѳваошѳлъ самую стопень любви матери? I I дабы ты эналъ, что Его любовь
много превосходитъ и любовь матери и любовь отца къ дѣтямъ,
иророкъ говоритъ: якоже щедритъ отецъ сыны, ущедри ГЪсподъ боя-

щихся Его (Псал. сп, іЗ).Издѣсь опять пророкъприводитътотъже
образъ любви, потому что знаетъ, что онъ превосходитъ всѣ другіе. Господь же пророковъ и всѣхъ, объясняя, что попѳченіе Божіѳ
много превосходитъ самую стѳпень такой любви, и гго насколысо
вѳлико различіе между свѣтомъ и тьмой, злобой и добротой, настолько и стѳпень благости и промышленія Божія, превосходитъ
любовь отца, послушай что говоритъ: кто есть отъ ваеъ челог

зѣкъ, его же аще еоспроситъ сынъ его хлѣба, еда камень подастъ
емуУ Или аще рыбы проситъ, еда змію подастъ ему? Аще убо вы
лукави суще, умѣете даянгя блага даяти чадамъ вашымь, кольми паче