Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
508 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАППЛ ЗЛАТОУСТАГО. отбудь человѣческое (о чемъ не перестану повторять), но чтобы
изъ этого ты увидѣлъ теплоту, искренность, силу и пламенность
Его любви. Говоря затѣмъ, что Онъ любитъ какъ отецъ и болѣе,
чѣмъ отецъ, какъ мать и болѣе, чѣмъ мать, какъ новобрачный и
болѣе, чѣмъ новобрачный, и что Онъ превосходитъ нѣжпость но¬
вобрачнаго настолько же, насколько небо выше земли и еще бо¬
лѣе того, насколько востокъ отстоитъ отъ запада и даже болѣе
того, — Онъ не останавливается даже на этихъ образахъ, а идетъ
ѳщедалыпѳ, чтобы показать это на еще болѣе сильномъ примѣрѣ.
Такъ, когда Іона, послѣ своего бѣгства и примиренія Бога съ
* нивевитянами, видѣлъ, что угрозы его не переходили въ дѣло и
онъ мрачно и безпокойно поддался немощи человѣческой при¬
роды, то Господь повелѣлъ солнцу усилить пламя своихъ лучей,
а потомъ Онъ же повелѣлъ землѣ произвесть для него огромную
тыкву, которая могла бы давать тѣнь головѣ пророка, каковымъ
средствомъ оживилъ его члены и положилъ конецъ его бѣд¬
ствіямъ, а затѣмъ и опять огорчилъ его, заставивъ изчезнуть за¬
крывавшее его растеніе, — когда онъ видѣлъ это, и былъ то до¬
воленъ, то огорченъ,—послушай, что говоритъ ему Господь: ты оскор¬
бился еси о тыквѣ, о ней же не трудился еси, ни воскормилг еси
ея. Авъ же не пощажду ли Ниневіи града великаго, въ немъ же жи¬
вутъ множайшіи неже дванадесять темъ человѣкъ, иже не познаша
- десницы своея, ниже шуйцы своея (Іон. іѵ, іо, 11); а это означаетъ:
не столько тебя услаждала тѣнь тыквы, сколько Меня обрадовало
спасеніе нинѳвитянъ, и гибель тыквы не столько огорчила тебя,
сколько ихъ гибель огорчила бы Меня. Потому погибель ихъ
491 была не по душѣ Мнѣ. Видишь ли, какъ и здѣсь Онъ идетъ
дальше взятаго образа. Онъ не просто говоритъ: ты оскорбился
еси о тыквѣ, но еще прибавляетъ: о ней же не трудился еси, ни
воскормилъ. еси ея. Такъ какъ земледѣльцы особенно любятъ на¬
сажденныя ими растенія, на которыя тратятъ много труда, то,
желая показать, что и Онъ любитъ людей по образу этой любви,
Онъ прибавилъ: если ты такъ скорбишь о дѣлѣ другого, го¬
воритъ, тѣмъ болѣе Я забочусь о собственномъ дѣлѣ, о томъ,
чего Я самъ творецъ. Потомъ Онъ смягчаетъ и самое нечестіе
ниневитянъ, говоря, что они не познаша десницы или шуйцы
своея; Онъ оправдываетъ ихъ тѣмъ, что они грѣшили болѣе по
невѣдѣнію, чѣмъ по злобѣ, чтб и показалъ конецъ ихъ пока¬
янія. Затѣмъ, увѣщевая и другихъ, которые плачутъ какъ будто
оставленные, Онъ говоритъ такъ: вопросите Мене о сынѣхъ Моихъ,
и о дѣлѣхъ руку Моею ваповѣдитоМѣ# (Ис. хьѵ, 11). Сказанное же
означаетъ: напоминаетъ ли кто отцу и увѣщеваетъ ли его, чтобы
онъ заботился о ребенкѣ? Или художнику и ремесленнику—чтобы