Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО КЪ ТЬМЪ, КОТОРЫЕ ООВЛА8НЯЮТСЯ ПРОИСШЕДШИМИ НЕСЧАСТІЯМИ. 507 Отецъ вашъ небесный дастъ блага просящимъ у Него (Матѳ, ѵи, 9—11).
Этимъ Онъ показываетъ, что насколько велико различіе между
зломъ и добротой, настолько благость Божія стоитъ выше попѳ-
ченія отцовъ. Я привелъ этотъ примѣръ для того, чтобы, когда
приведу и другіе примѣры любви, ты не ограничивался предѣ¬
лами смысла, выраженнаго пророкомъ, но, имѣя это наставленіе,
шелъ бы дальше и видѣлъ несказанное превосходство Его любви. Онъ не ограничивается и предѣлами природы, но, идя дальше ихъ,
приводитъ и другія свидѣтельства. Такъ дѣлаетъ любящій: онъ
хочетъ доказать свою любовь любимому возможно больше; такъ
дѣлаетъ и Господь, приводя множество всякихъ сравненій не для
того, чтобы ты могъ измѣрить все величіе Его благости, но по¬
тому, что сила этихъ сравненій превосходитъ всѣ другія, нэвѣст-
.ныя слушателямъ. Черезъ Давида Онъ говоритъ: яко по вы¬
сотѣ небеенѣй отъ земли, утвердилъ есть Господь милость Свою на
боящихся Его (Пс. сп, 11), и: елика отстоятъ востоцы отъ западъ,
удалилъ есть отъ насъ беззаконія наша (ст. 12); а черезъ Исаію:
не суть бо совѣта Мои, якоже совѣта ваши, ниже якоже путіе ваши,
путіе Мои, глаголетъ Господь. Но якоже отстоитъ небо отъ земли,
тако отстоитъ путь Мой отъ путей вашихъ, и помышленія ваша
отъ мысли Моея (Исаіи ьѵ, 8, 9). А это Онъ сказалъ послѣ того, мо
какъ, бесѣдуя объ отпущеніи грѣховъ, говорилъ: яко попремногу
оставлю грѣхи ваша (Ис. ьѵ, 7). Затѣмъ показавъ, какъ именно
много, Онъ привелъ и еще примѣръ, и не довольствуясь и имъ
однимъ, приводитъ еще и другой, болѣе рѣзкій образъ. У про¬
рока Осіи Онъ говоритъ: что тя устрою, Ефремъ! Защищу ли тя,
Нсраилю? Якоже Адаму устрою тя, и якоже Севоимъ, превратите
сердце Мое въ немъ, смятеся раскаяніе Мое (Ос. хі, 8). Сказанное же
означаетъ: Я не допустилъ и слова угрозы, говоритъ. Хотя Онъ
разсудаетъ по-человѣчески, но ты не долженъ приписывать Ему
что-нибудь человѣческое, — отнюдь нѣтъ; но на основаніи этого
рѣзкаго выраженія ты признавай Его любовь богоподобную,
искреннею и неразрушимую. Какъ кто-нибудь, любящій кого бе¬
зумно, не хотѣлъ бы оскорбить любимаго даже словомъ, такъ то
же самое говоритъ и Онъ: поелику Я сказалъ это и опечалилъ
тебя словомъ, превратися сердце Мое въ немъ. Потому Онъ не из¬
бѣгаетъ употребленія и самыхъ сильныхъ выраженій, чтобы по¬
казать Свою любовь, а такова и есть особенность любящаго. Но Онъ
не останавливается и здѣсь, а идетъ ділыпе, приводя и другой, еще
болѣе сильный примѣръ, говоря: и будетъ якоже радуется женихъ
о невѣстѣ, тако возрадуется Господь о тебѣ (Ис. ьхп, 5),—потому
что особенно въ началѣ любовь и бываетъ горячей, жгучей п силь¬
ной. Сказано же такъ не для того, чтобы ты подразумѣвалъ что-