Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ОЛОВО КЪТѢМЪ, КОТОРЫЕ СОБЛАЗПЯЮТСЯПРОИСШЕДтИМИ НЕСЧАСТІЯМИ. 50^

имѣешь, это ты позваѳгаъ не отъ самого себя, пріфода недостаточна тебѣ для познавія всего, но ты иолучаешь знаніе свыше,
потому что оно гораздо больше, чѣмъ можетъ быть воспринято
твоимъ разумомъ. Какъ же ты думаешь глубочайиіеѳ познать
самъ собой, когда и то, что знаешь, въ большей части превосходитъ твой разумъ, π знаніѳ это получаешь оть друпіхъ? То же
поясняя, Павѳлъ сказалъ: что же имаши, его же пѣси пріялъЧ
Аще же и пріялъ еси, что хвалишися, яхо не пріемь (1 Кор. іѵ, 7)?

Перестань жѳ занпматься подобнымъ любоііревіемъ и дѳржись
того мудрѣйшаго совѣта, который гласитъ: и нѣсть рщи: чпю
сіе, на что еіеі Вся бо гія во время свое взискана будутъ (Сир.

хххіх, 22).
Глава I V . Поэтому именно закоподатѳль (Моисей), послѣ того
какъ все твореніе ужѳ соворшилось и ирігаяло надлѳжащую красоту, и всѳ гармопическое, удивительное и всякаго изумленія достойное дѣло было закончено, а между тѣмъ многіе изъ перазумныхъ и безумствующихъ стали дѣлать пареканія на творепіе,
смотри, какъ онъ, опровергая ихъ неумѣстныя сужденія и сумасбродные голоса, однимъ словомъ запретилъ ихъ безстыдный
языкъ, говоря: и еидѣ Еогъ еся, елика comeopu, и

се добра зѣло

(Быт. і, 31). Мѳжду тѣмъ, среди видммаго, былъ нѳ только свѣтъ,
но и тыіа; нѳ только плоды, но и терпія; нѳ только плодоносныя
травы, но и дикія; не только открытыя равнины, но такжѳ горы,
ущѳлья и пропасти; не толысо люди, но и ядовитыя пресмыкающіяся; не только рыбы, но и киты; иѳ только удобныя для плававія
моря, но и неудобныя для плаванія воды; не толысо солнце, луна
и звѣзды, но и громъ и молнія; нѳ только пріятвые вѣтры, но и
бури; нѳ только голуби и пѣвчія итицы, но также соколы, вороны,
коршуны и другіе плотоядныя птицы; НС ТОЛЬКО ОВЦЫ II волы, но
и волки, пантеры и львы; ве только олѳви, зайцы и газелн, но
таюке и скорпіоны, ехидны п другія; π среди растеній не только
растепія полезныя, но также растенія ядовитыя, и многіе этимъ
стади соблазвяться и порождать ереси. Несмотря на зто, когда
все было создано и нолучило свойственвую себѣ красоту, Творѳцъ, по свидѣ^Гельству бытошісателя, похвалилъ сотворенное, не
тодько каждоѳ изъ нихъ, но и всѣ вмѣстѣ, дабы, зная Его
отзывъ, никто не былъ столь дерзкимъ π безстыднымъ, чтобы
любопытствовать ο видимомъ. Ноэтому, говоря, что явился свѣтъ,
овъ прибавилъ: и видѣ Богъ свѣтъ, яко добро\ и такъ послѣ каж-

даго творенія. Потомъ, чтобы не все называть по имени, и ве
удлиннять слова, онъ обо всѳмъ отзываѳтся вмѣстѣ ,н опять говоритъ: и еидѣ Богъ еся, елика comeopu, и се добра зѣло. Это не зна-

читъ, что только ужѳ послѣ творевія Богъ узналъ, что все сотво-