Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
502

ТВОРВШЯ GB. 10ΑΒΚΑ 8ЛЛТОУСТЛГО.

крыльями, и только славословятъ, .только поютъ, воспѣвають съ
вѳликимъ трѳпѳтомъ, вознося таинственпую священнодѣйственную
485 пѣснь, то не отступишь ли и не скроешься ли ты, желающій съ такимъ безумствомъ простирать твое суѳтное любопытство на промышленіе Бога, могущество Котораго неизреченяо, невыразимо и непостижимо даже для высшихъс илъ? Тайны Бго съ точностью вѣдомы
только Его Сыну и Св'. Духу, и никому другому, и объ этоігь свидѣтѳльствуѳъ евангелистъ Іоаннъ, а также и апост. Павѳлъ. Первый
изъ нихъ, сынъ грома, особенно возлюбленный Христомъ, инѣвшій то отличіе, что былъ свидѣтельствомъ величайшей добродѣтели и пользовался такимъ дерзновеніемъ, что даже наклонялся
на грудь къ Нѳму, такъ говоритъ: Бога пикто же видѣ нигдѣ же;
при чемъ знаніе называѳтъ видѣніенъ: Единородний Сынъ еый въ
лопѣ Отчи, Той исповѣда (Іоан. і, 18 ). То же и Самъ Христосъ,
объясняя народу еврейскому, говоритъ: не яко Отца видѣлъ
есть кто, токмо сый отъ Бога, сей видѣ Отца (Іоан. ѵі, 46).

Сосудъ же избранія, обращаясь къ разсуждѳнію ο домостроительствѣ Божіѳиъ и желая высказать и то неизреченное, что онъ
узналъ, такъ говорятъ: но глаголемъ премудрость Бооюію—въ тайнѣ
сокровенную, юже предусташ Богъ прежде вѣкъ въ емву
нашу,
юже никто же отъ князей вѣка сего разумѣ: аще δο быша разумѣлщ не быила Гоепода славы распяли. Но якоже есть писапо:
ихъ же око не видѣ, и ухо не слыша, и па сердце челоеѣку не
взыдоша, яже уготоба Богъ любящьшъ Его (1 Кор. п, 7—9). Какъ

же мы узнали это, ІІавелъ? Кто открылъ, кго объяснилъ все
асго, что было нѳвидимо и неслышано, и нѳ входидо въ сѳрдцѳ
человѣка? Скажи и покажи, кто сообщилъ намъ такое знаніе?
Намъ же, говоритъ, Богъ открылъ есть Духомъ

Своимъ (1 Коринѳ.

іі, Ю). ІІотомъ, дабы не подумалъ кто, что существуетъ только
то, что Богъ открылъ намъ черѳзъ него, и что онъ не имѣѳтъ
всего знанія, продолясаетъ: Духъ δο вся испытуетъ и глубины
Божгя. Кто δο вѣсть отъ человѣкъ, яже въ человѣцѣ, точію духъ
человѣка, живущій въ пемъІ Такожде и Божія пикѵпо же вѣсть,

пючію Духъ Бооюій (тамъ же, ст. 11); а эго озпачаетъ: какъ человѣісь самъ зваетъ, что въ иемъ, а также и то, чего жѳлаетъ и
что имѣѳтъ въ мысли, знаетъ все съ точностью, такъ и Духъ
Святый съ точностыо знаетъ все -невыразимое зданіе Божіе. Говоря
же: такожде и Божія никтоже вѣсть, точію Духъ

Бооюій, онъ ра-

зу мѣетъ не людей только, но не исключастъ изъ этого точнаго знанія
и всѣхъ ВЫСШІІХЪ тварей. Поэтому и нремудрый увѣщѳваетъ такъ:
высшихъ себе пе ищи, и крѣпльшихъ сябе не испытуй: яже ти
повелѣнна, сія разумѣѳай; вящгиая δο разума человѣчесхаіо показана

ти су/пь (Сир. ш, 21, 23). Сказанное жѳ означаетъ: всѳ, что ты