Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВОКЪ Т*МЪ, КОТОРЫЕ СОБЛАЗНЛЮТОЯ ПРОИСШВДШІІМИ НКСЧАСТІЯЬШ. 501

денца и совершеннолѣтіемъ мужа, какоѳ между зерцалонъ въ гадавіи и яснымъ видѣніемъ вещей для яснаго зрѣнія,—что и
значитъ—лицемъ къ лицу\ почему жѳ безумствуешь и яришься,
тщетно и напрасно стараясь преодолѣть препятствія? Почему нѳ
убѣждаешься изреченіемъ Павла: тѣмже убо, ο человѣче, ты кто
еси противъ отеѣщаяй Богови? Егда речетъ зданіе создавшему его

:

почто мя сотворилъ еси тако (Римл. іх, 20)?
Видишь ли, какого онъ требуетъ послушавія, какого молчанія? И онъ говоритъ это, не лишая пасъ свободной воли, отнюдь
нѣтъ, но показывая, что испытующему слѣдуетъ быть столь жѳ
безгласнымъ, какъ по своей природѣ глина, которая повинуется
всѳму, что бы ни дѣлалъ съ ней художникъ, пѳ иротивится и не
обнаруживаетъ любопытства. Упоминая ο глинѣ и горшечникѣ,
онъ этимъ напоминаетъ намъ и ο нашей природѣ. Наша суіцность такая я*е, какъ горшечника и глины, а гдѣ одна и та же
сущность, тамъ одинаково должно быть и послушавіѳ. Если жо
здѣсь бѳзгранично разстоявіѳ по сущности, знанію и всему другому, то какое можетъ получить снисхождевіе тотъ дѳрзкій и безстыдный чѳловѣкъ, который хочетъ проникнуть въ тайну сотворившаго его Бога? Подумай, о, человѣкъ, кто та? это именно овъ
выраясаѳтъ словами: ты кто? Не ѳсть ли ты глина? Не пепелъ ли
и пыль? Нѳ копоть ли и дымъ? Нѳ сѣно ли, илн цвѣтъ сѣна? Такіѳ именно образы постоянно имѣютъ въ виду пророки, желая
изобразить суетность нашей природы. Изслѣдуемый жѳ тобой
безсмертенъ, неизмѣненъ, всѳгда существуетъ, и Существо есть
нескончаемое, неизъяснимое, неизреченное, пепостижимое — не
мнѣ и не тебѣ только, нѳ пророкамъ и апостоламъ, но и высшимъ силамъ, тѣмъ чистымъ, невидимымъ, безплотнымъ силамъ,
которыя постоянно пребываютъ на небѣ.
Глава I I I . Итакъ, когда ты знаешь, что серафішы лета«»ті>
вокругъ высокаго и иревознесеннаго престола, закрывая себѣ
крылами ліща, ногл, сішну п-оглашая небо клнкамп своего изумленія, ты нѳ думай, что у нихъ дѣίicτвIIτeльнo есть ногн іг
крылья: онгг вѣдь силы невидимыя. Но прп посредетвѣ этихъ образовъ размышляй ο необъятности іг неііостияшмости Сндящаго на
прсстолѣ (Ис. π, 2, 3), потому что Онъ непостияшмъ и нѳдостуіиміъ
дажѳ для нихъ, хотя и снисходитъ къ пямъ; никогда Онъ пе
являлся такимъ, каковъ Онъ есть. Вѣдь Богъ не сидитъ, не ііро
бываетъ на тронѣ, нс зашшаетъ какого-нибудь мѣста. Есліі же
дажѳ изображаемаго возсѣдающнмъ на ирестолѣ, окружсннэго
ангелами (все это говорится по списхоя^денін), потому что
Опъ нѳ спдіггь), ангелы не могутъ видѣть Его и, чтобы выпосить исходящую отъ Него молнію, закрываютъ себѣ лица