Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
500

ТВОРЕНІЯ CB. ΙΟΑΒΚΑ 8ЯАТОУСТАГО.

и источникъ всѣхъ благъ, Санъ Творецъ, Самъ произвелъ все
нѳсущѳствовавшее, и Самъ, сотворивши всѳ, управляѳтъ и сохраняетъ, какъ хочетъ, потому что изъ Того, и Тѣмъ, и въ Немъ—всяческая, — каковоѳ изреченіѳ означаѳтъ, что Онъ виновникъ и творѳцъ
всѳго существующаго, всѣмъ управляѳтъ и все сохраняѳтъ. Потомъ,
опять вопоминая ο данноігь наігь дарѣ въ другомъ мѣстѣ говоритъ: благодареніе же Богови ο неисповѣднмѣмъ Его дарѣ (2 Кор.

іх, 25). Α что дарованный намъ миръ не только превосходитъ
всякое слово, всякое объяснѳніе, но и стоитъ выше всякаго разума, объясняя это, апостолъ говоритъ: и миръ Бооюій, превосходяй всякъ умъ, да еоблюдетъ еердца ваша (Филип. іѵ, 7 ) . Если же

такова у Него безграничная глубина богатства и премудрости и
разума, такъ нѳиспытуѳмы суды Его и неизслѣдимы пути Его,
нѳисповѣдимъ Его даръ и миръ прѳвосходитъ всякій разунъ—но
мой, или твой, или кого-нибудь другого, не Павла только и Петра,
но и умъ архангѳловъ и высшихъ силъ,—то скажи мнѣ, какое
можешь имѣть себѣ извиненіе, какое снясхожденіѳ, предаваясь
такому бѳзушю и глупости, когда яселаешь постигнуть нѳпостижимоѳ и доискиваеиіься основанія всякаго промышлѳнія Боясія? Если
даясѳ Павѳлъ, обладавшій такимъ знаніемъ, имѣвшій такое
неизреченноѳ дерзновеніе и исполневный такихъ даровъ благодати, устраняѳтся отъ этого и отказываѳтся отъ достиженія познанія, и нѳ только нѳ моясѳтъ найти, но даже и пристушпъ къ
своѳму изслѣдованію, потому что это невозмояшо,—то не будешь
ли ты несчастнѣе всѣхъ, нѳ подвергнешься ли самому жестокому
безувіію, идя такимъ противоположнымъ съ нимъ путемъ? И не
только онъ сказалъ это, но разсуждая съ коринѳянами ο знавіи
іі показывая, насколько, если бы даже мы и научились мяогому,
все-таки будемъ инѣть лишь малую и даже мадѣйшую частъ
этого знанія, онъ говоритъ такъ: аще ли кто мнится вѣдѣти что,
не у нто разумѣ, якоже подобаетъ разумѣми (1 Коринѳ. ѵш, 2 ) . По-

томъ, объясняя, что намъ многаго нѳдостаетъ въ знаніи и что въ
будущее врѳмя откроется больше, тѳперь же дано накъ мало,—
иродолясаѳтъ: отчасти бо разумѣваемъ, и отчасти пророчествуемъ:
сгда же пріидетъ совершенное, тогда, еже отчасти, упразднится
(1 Коринѳ. хш, 9 — 1 0 ) . Онъ нѳ остановился и здѣсь, но желая
показать, какое разстояніѳ отдѣляетъ насъ отъ этого знанія и
134 какъ многаго недостаетъ памъ, поясняетъ это нѣкоторымъ обра-

зомъ, говоря: егда бѣхъ младенецъ. яко младенецъ глаголахъ, яко
младенецъ мудрствовахъ, яко младенецъ смыилляхъ; егда же быхъ
мужъ, огтергохъ младенчеекая. Видимъ убо пынѣ яко зерцало.нъ въ
іаданіи, тогда же лицемъ къ лицу (1 Коринѳ. хш, 11, 12). Видишь

ли, какое разстояніе? Такое же, какъ меяіду возрастомъ мла-