Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
498

ТВОРВНІЯ СВ. ЮАННА 8ЛАТОУ0ТАГ0.

Глава I . Какъ и въ отношеніи тѣла нѳ мало, а весьма
нного значитъ, для исцѣленія болящаго, знать причины болѣзни
(потому что, зная это, больной нѳ только освободится отъ одѳржащей его болѣзни, но и послѣ нея не подпадетъ такой жѳ болѣзви, такъ какъ, зная причину, отъ которой онъ ужѳ однажды
подвергся ей, будетъ остерегаться ея),—такъ и мы прежде всего
покажемъ болящимъ такою болѣзнью, откуда явилась къ нимъ
такая болѣзнь изъ болѣзнѳй. Вѣдь ѳсли узнать это и тщательно остерѳгаться, то ножно избавиться отъ такой болѣзни,
и нѳ тепѳрь только, но навсегда, какъ оть нея, такъ и
отъ другихъ, ѳщѳ худшихъ^Свойство этого лѣкарства таково, что
исцѣляетъ нѳ только настоящую болѣзнь, но составляетъ предохранительное средство и оть другихъ болѣзней. Вѣдь въ настоящѳй ясизни не одна, двѣ или три, но много такихъ вѳщей, которыя соблазняють слабѣйшихъ; и слово нашѳ обѣщаѳтъ освободить отъ всѳго этого страждущихъ, только бы они хотѣли (какъ
я ужѳ сказалъ вшпѳ) внгмать и сохранять сказанное. Приготовляя ясѳ это лѣкарство, я составляю ѳго нѳ изъ божѳствѳнныхъ
толысо Писаній, но и изъ того, что постоянно бываеть и случаѳтся въ настоящей жизни, такъ что и нѳ читающимъ Писанія
можеть стать тюлѳзнымъ это общѳе лѣчѳніѳ, если захотять (воспользоваться имъ), ο чѳмъ я нѳ пѳрѳстану повторять постоянно.
По принуждѳнію и насилію лѣкарство это нѳ могло бы оказать пользы хоть одагому, нѳ желающѳму его или нѳ пришшающѳму Божественныхъ вѣщаній. Α отсюда, именно гораздо болѣе
отсюда, чѣмъ изъ изображенія обыдѳнвыхъ дѣлъ, и приходить исцѣлѳніе, такъ какъ откровѳніе Божіѳ должно быть болѣѳ достойно вѣры,
чѣмъ всѳ видииое. Поэтому, сильнѣѳ будутъ наказаны тѣ, которые,
получивъ Писаніѳ, не извлѳкаютъ изъ него надлѳжащей пользы. И
такъ, чтобы они не пострадали черезъ это, ны и позаботпмся объ
ихъ исправлѳнш, указавъ сначала причнну болѣзни.
Глава П. Въ чѳмъ же заключается причина такого недуга? Она заключается въ хлопотливомъ и разнообразаомъ любопытствѣ, въ желаніи видѣть причину всѳго совершающагося,
ироникнуть въ непостижимое и неизреченноѳ промышленіѳ Божіе,
въ дѳрзкомъ стреллеши постигяуть безграничвоѳ и неизслѣдусмоѳ, и разсуждать обо всемъ. Былъ ли кто-нибудь нудрѣѳ Павла?
Скажи мнѣ, не былъ ли онъ сосудомъ избранія? Нѳ велшсую ли
и неизрѳченную получилъ онъ благодать Духа? Не имѣлъ лр онъ
въ себѣ Христа говорящимъ? Нѳ имѣлъ ли онъ обѣтованія въ
неизреченныхъ глаголахъ Бога? Нѳ одинъ ли онъ слышалъ то,
что пнкому певозможно говорить изъ людей? Нѳ былъ ли восхищенъ до рая? Нѳ возяосился ля до трѳтьяго нѳба? Нѳ проходнлъ