Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ТВОРВНІЯ ОВ. ІОАВЯА. 8ЛАТОУОТ1ГО.

вѣнцѳмъ, прославились на небесахъ и на зѳнлѣ, иничего не оставадось болѣе кь ихъ прославдѳнію. Что же ножешь ты сказать на это? Отправдѳнъ ди ты въ ссылку и изгнанъ изъ очѳчества? И они такжѳ. Попалъ ли ты въ плѣнъ и подъ власть варваровъ? То же, какъ видишь, быдо съ ними. Никого нѳ ішѣѳшь
ты, кто бы тамъ находился при тѳбѣ, поногалъ тѳбѣ, наставлялъ
и научалъ тебя? И они дишены были этой помощи. Тебя связали?
Тебя жгутъ? Тѳбя умѳрщвляютъ? Мучительнѣѳ этого ш нѳ можѳшь ничего сказать; но вотъ и они, прошѳдпш всѳ это, послѣ
ка&даго мучѳнія дѣлались славнѣѳ, знамѳнитѣе, и собиради большеѳ
богатство на небесахъ. Іудеи, имѣя и храмъ, и жертвенникъ, и
кивотъ, и херувимовъ, и очистилищѳ, и завѣсу, и бѳзчисленное
множѳство свящѳнниковъ, и каждодневныя слуясбы, и жѳртвы утреннія, и вѳчѳрнія, нѳдрестанно слушая пророковъ, живыхъ и
умершихъ, оглашавшихъ слухъ ихъ, сохраняя воспошшаніе ο чудѳсахъ, бывшихъ въ Египтѣ, въ пустынѣ, и ο всѣхъ прочихъ,
инѣя ихъ написанныни на рукахъ своихъ и на порогахъ, испытавъ великія тогдапшія чудотворенія и другія благодѣянія, не
только нѳ получиди никакой пользы, но еще получили вредъ, поставивъ идоловъ въ саиомъхрамѣ, закалая сыновъ своихъ и дочерѳй подъ дѳрѳвьями, совѳршая эти бѳззаконныя и нѳчестивыя
479 жертвоприношенія почти по всей странѣ Палестинской, и дѣлая
тысячи другихъ гнуснѣйщихъ дѣлъ. Α отроки, находясь среди
варваровъ, въ нѳпріятельской и враждебной землѣ, въ домѣ тирана, лишенныѳ всякаго попѳчѳвія, подвергаясь мучѳнію и дѣйствію огня, отъ этого нѳ толыео не потѳрпѣли никакого вреда, ни
малаго, ни великаго, но еще болѣѳ прославились. Итакъ, зная ѳто
и подобное тому собирая изъ боговдохновенныхъ и божѳствѳнныхъ
Писаній (а много ножно найти такихъ примѣровъ и на другихъ
различныхъ лицахъ),—не станемъ думать, что затруднитѳльность
врѳмени или обстоятѳльствъ, или необходимость и принужденіе,
или насиліе властитѳлей могутъ служить для насъ достаточнымъ
оправданіемъ въ напгахъ грѣхахъ. Ο чемъ я вначалѣ сказалъ,
і»о тѣмъ ясѳ теперь и окончу рѣчь: ѳсли кто терпить вредъ и обиды,
тотъ нѳпремѣнно терпитъ самъ отъ сѳбя, а не отъ другихъ,
хотя бы много было людѳй, обижающихъ и притѣсняющихъ ѳго.
Α ѳсли кто не тѳрпитъ самъ отъ себя, то, хотя бы яападаля на
него всѣ вообщѳ жнтели всей земли я моря, оян не могутъ прнчинять ни малаго врѳда бдительному ο Господѣ и вяинательному.
Будѳмъ жѳ увѣщѳваю васъ, бдѣть π бодрствовать всегда я станѳмъ мужѳственно пѳрбносить всѣ скорби, дабы получять намъ
вѣчныя и нѳтлѣнныя бдага во Хрнстѣ Іисусѣ, Господѣ нашѳмъ, Которому слава и дерясава» нынѣ н прйсво, и во вѣки вѣковъ. Аминь.
9