Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
I 498 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУОТАГО. Глава I. Какъ и въ отношеніи тѣла не мало, а весьма
много значить, для исцѣленія болящаго, знаіъ причины болѣзни
(потому что, зная это, больной не только освободится отъ одер-
яеащѳй его болѣзни, но и послѣ нея не подпадетъ такой же бо¬
лѣзни, такъ какъ, зная причину, отъ которой онъ уже однажды
подвергся ей, будетъ остерегаться ея),—такъ и мы прежде всего
покажемъ болящимъ такою болѣзнью, откуда явилась въ нимъ
такая болѣзнь изъ болѣзней. Вѣдь если узнать это и тща¬
тельно остерегаться, то можно избавиться отъ такой болѣзни, . и не теперь только, но навсегда, какъ отъ нея, такъ и
отъ другихъ, еще худшихъ.^ Свойство этого лѣкарства таково, что
исцѣляетъ не только настоящую болѣзнь, но составляетъ предо¬
хранительное средство и отъ другихъ болѣзней. Вѣдь въ настоя¬
щей жизни не одна, двѣ иди три, но много такихъ вещей, кото¬
рыя соблазняютъ слабѣйшихъ; и слово наше обѣщаетъ освобо¬
дить отъ всего этого страждущихъ, только бы они хотѣли (какъ
я уже сказалъ выше) внгмать и сохранять сказанное. Приготов¬
ляя же это лѣкарство, я составляю его не изъ божественныхъ
только Писаній, но и изъ того, что постоянно бываетъ и слу¬
чается въ настоящей жизни, такъ что и не читающимъ Писанія
можетъ стать полезнымъ это общее лѣченіе, если захотятъ (во¬
спользоваться имъ), о чемъ я не перестану повторять постоянно.
По принужденію и насилію лѣкарство это не могло бы ока¬
зать пользы хоть одному, не желающему его или не принимаю¬
щему Божественныхъ вѣщаній. А отсюда, именно гораздо болѣе
отсюда, чѣмъ изъ изображенія обыденныхъ дѣлъ, и приходить исцѣ¬
леніе, такъ какъ откровеніе Божіе должно быть болѣе достойно вѣры,
4вз чѣмъ все видимое. Поэтому, сильнѣе будутъ наказаны тѣ, которые,
получивъ Писаніе, не извлекаютъ изъ него надлежащей пользы. И
такъ, чтобы они не пострадали черезъ это, мы и позаботимся объ
ихъ исправленіи, указавъ сначала причину болѣзни. Глава П. Въ чемъ же заключается причина такого не¬
дуга? Она заключается въ хлопотливомъ и разнообразномъ лю¬
бопытствѣ, въ желаніи видѣть причину всего совершающагося,
проникнутъ въ непостижимое и неизреченное про мышленіе Божіе,
въ дерзкомъ стремленіи постигнуть безграничное и нензслѣдус-
мое, и разсуждать обо всемъ. Былъ ли кто-нибудь мудрѣе Павла?
Скажи мнѣ, не былъ ли онъ сосудомъ избранія? Не великую ли
и неизреченную получилъ онъ благодать Духа? Не имѣлъ ли онъ
въ себѣ Христа говорящимъ? Не имѣлъ ли онъ обѣтованія въ
неизреченныхъ глаголахъ Бога? Не одинъ ли онъ слышалъ то,
что пикому невозможно говорить изъ людей? Не былъ ли восхи¬
щенъ до рая? Не возносился ли до третьяго неба? Не проходилъ