Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ОЛОВО Ο ТОМЪ, ЧТО КТО САМЪ СЕБѢ 11Ε ВРЕДИТЪ.

493

пикакихъ божествѳнныхъ глаголовъ и жили гдѣ-то далеко отъ ІІалестины.
15. Какой такжѳ, скажи мнѣ, вредъ причинили добродѣтѳлямъ
трѳхъ отроковъ случившіяся съ ншш бѣдствія? Не тогда ли, какъ
они были еще молоды, и весьма молоды, въ раннемъ возрастѣ,
нодвѳрглись они страпшому наказанію и плѣну, были далеко отведены и, пршпедши въ чужую зѳмлю, лишены и отечества, и дома.
и храма, и жѳртвенняка, и жѳртвъ, и приношеній, и возліяній,
и самаго пѣснопѣнія? Для нихъ не только домъ ихъ былъ не
доступенъ, но вмѣстѣ съ тѣмъ и разнообразные виды богослуженія.
Не были ли они преданы въ варварскія руки, бодѣе волкамъ,
нежѳли людямъ, и, что всѳго тяжелѣе, находясь въ варварской
землѣ и тягчайшемъ плѣнѣ, не имѣли ни учителя, ни пророка,
ни начальника? И нѣсть, говорится въ Писаніи, князя, и пророка,
и вожда, пи мѣста, еже пожрети предъ Тобою, и обрѣсши милоешь

(Дан. ш, 38). Притомъ они введены были въ царскій домъ, какъ
бы на какую-нибудь скалу, и утѳсъ, и въ море, наполненное
подводными камнями, и принуждены были плыть по этому страшному морю бѳзъ кормчаго, безъ рулевого, безъ корабелыциковъ
и безъ парусовъ, или какъ бы въ темняцѣ заключѳны были въ
царскихъ чертогахъ. Они любили мудрость, стояли выше житейскихъ дѣлъ, подрали всякую гордость человѣчѳскую, отличались
лѳгкимъ крыломъ, и потому пребываніе тамъ считали усугубленіѳмъ своихъ бѣдствій. Находясь внѣ дворца, въ частномъ домѣ,
они ногли бы пользоваться болыпою свободою; а поступивъ въ
эту темяицу (вѣдь они считали всю тамошнюю пышность не лучше
теішицы, утесовъ и подводныхъ камяѳй), — они тотчасъ встрѣтили
ужасное затрудненіе. Царь повелѣлъ имъ участвовать въ собственной его трапезѣ, роскошной, нечистой и скверной; а имъ
это было нѳ иозволительно и казалось тяжелѣѳ смѳрти; они оставлены были одни, какъ агнцы мѳжду множѳствомь волковъ. Необходимо было или мучиться голодомъ, или идти на смертную казнь,
или вкушать запрѳщенныя явства. Что жѳ дѣлаютъ эти юноши,—
сироты, плѣнники, ііришѳльцы, рабы дающихъ имъ такія повелѣнія? Они нѳ подумали, что достаточнымъ для нихъ извинѳніемъ
можѳтъ послужить необходимость и насііліѳ властеліша города;
но употребляютъ всѣ способы и усилія, чтобы избѣжать грѣха,
хотя быди совершенно беззащитныіш. Ни дѳньгами они нѳ могли
склонить на свою сторону, — какъ это возможно для плѣнниковъ? —
ни дружбою и знакомствомъ, — какъ это возможно для пришельцѳвъ?—ни властію нѳ могли заставить, — какъ это возмоясно для
рабовъ? — ни многочисленностію преодолѣть, — какъ это возможно
только для троихъ? Поѳтому они пришли и стали словани убѣж-