Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
494 ТПОРВПІЯ СВ. ІОЛППА ЗЛЛТОУСТЛГО. дать того евнуха, который имѣлъ здѣсь власть. Увидѣвъ, что
онъ боится, трепещетъ и заботится о собственномъ спасеніи,
и непреоборимый страхъ смерти потрясаетъ душу его: боюся азъ,
говорилъ онъ, господина моего царя, да не когда увидитъ лица ваша
уныла, паче отроковъ сверстниковъ вашихъ, и осудите главу мою
царю (Дан. і, 10), они удаляютъ отъ него это опасеніе и убѣж-
477 даютъ оказать имъ милость. И такъ какъ они сдѣлали все съ
своей стороны, то и Богъ послѣ того сдѣлалъ свое: не Божіимъ
. только дѣломъ было то, за что они имѣли получить награду, но
прежде всего это зависѣло отъ ихъ душевнаго расположенія, ко¬
торое они показали доблестнымъ и твердымъ,—потому и пріобрѣли
себѣ Божіе благословеніе и довершили то, чего домогались. 16. Видишь ли, что никто другой не можетъ причинить вреда
тому, кто не вредитъ самъ себѣ? Вотъ, ни молодость, ни плѣнъ,
ни сиротство, ни удаленіе въ чужую землю, ни одиночество, ни
неимѣніе заступниковъ, ни строгое повелѣніѳ, ни великій страхъ
смерти, стѣснявшій душу евнуха, ни бѣдность, ни малочислен¬
ность, ни пребываніе среди варваровъ, ни то, что властители были
ихъ врагами, ни то, что они преданы были въ руки самого царя,
ші разлука со всѣми родными, ни удаленіе отъ священниковъ и
пророковъ и прочихъ, кто бы заботился о нихъ, ни неимѣніе жертвъ
и возліяній, ни лишеніе храма н пѣснопѣній, и ничто подобное
не причинило имъ вреда, но тогда они сдѣлались гораздо болѣе
славными, нежели когда пользовались этимъ въ своемъ отече-
чествѣ. Такимъ образомъ, совершивъ первый подвигъ, украсив¬
шись свѣтлымъ вѣнцемъ, сохранивъ законъ и въ чужой землѣ,
поправъ повелѣніе тирана, побѣдивъ страхъ предъ мстителемъ,
и не потерпѣвъ никакого вреда, но совершивъ это дѣло съ такою
легкостію, какъ будто бы находились въ домѣ и пользовались
всѣми благами, они потомъ призваны были къ другимъ подви¬
гамъ. И опять они остались тѣми же. Имъ предстоялъ подвигъ
еще труднѣе прежняго, была разжена печь и варварское войско
вмѣстѣ съ царемъ вооружилось противъ нихъ; всѣ персидскія
силы пришли въ движеніе и все устроено было, чѣмъ бы оболь¬
стить ихъ, или принудить: разнообразные роды музыки, различные
способы мученій, угрозы, страшныя со всѣхъ сторонъ явленія и
еще болѣе страшныя слова; но не смотря на то, такъ какъ они
не измѣнили сами себѣ, а сдѣлали съ своей стороны все нужное,
то нисколько не потерпѣли вреда, а напротивъ украсились вѣн¬
цами, еще свѣтлѣе прежнихъ. Навуходоносоръ связалъ ихъ и бро¬
силъ въ печь, но не причинилъ имъ вреда, а еще больше до¬
ставилъ пользы и сдѣлалъ ихъ болѣе славными. Тѣ, которые не
имѣли ни храма (опять скажу то же), ни жертвенника, ни оте- і