Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
190

ТВОРКШЯ СВ. ІОАННА ЗДАТОУСТАГО.

другимъ было бы то же),—но отъ собствепнаго безумія (строителя);
онъ палъ пе потому, что подулъ вѣтеръ, но такъ случилось съ
пимъ потому, что онъ былъ построѳнъ на пескѣ, т. е. на нерадѣніи и злѣ. Вѣдь онъ еще и ранѣѳ, нежели буря устремилась
па него, былъ слабъ и готовъ къ падѳнію. Такія зданія, хотя бы
ішкто не трогалъ ихъ, сами собою разрушаются, потому что основаніо пхъ расторгается и совершѳнно разсыпается. Какъ паутина
сама собою разрывается, хотя бы ннкто нѳ пріпсасался къ вей, а
адамаитъ и подъ ударами остается цѣлымъ,— такъ точно и тѣ,
которыѳ пе вредятъ сами себѣ,хотя бы испытывали безчислѳнное
мноясество ударовъ, становятся болѣѳ твѳрдыми; а предающіе самихъ себя, хотя бы шікто нѳ трогалъ ихъ, сами собою увлекагстся, теряются и погибаюгь. Такъ погибъ Іуда, который пе
только не иодвергался никакому подобному испытанію, но и пользовался великимъ попечѳніѳмъ (Господа).
13. Хочешь ли, я покажу тебѣ, какъ оправдываются эти
слова и наііѣлыхъ народахъ? Какого народъ іудейскій удостоился
промшпленія ? Не вся ли видимая тварь готова была на служеніо іудеямъ? Нѳ новый ли и необыкновѳнный былъ у нихъ
образъ жизпи? Они пе посылали на рынокъ, и пользовались
стіѣстпыми припасами, нѳ тратя сѳребра, ни бороздъ нѳ проводіши, пи плуга пѳ влачили, ни зѳмли не воздѣлывали, ни сѣмянъ
нѳ бросали, ни въ дождяхъ не имѣли нужды, ни въ вѣтрахъ, ни
во временахъ года, ни въ лучахъ солнца, ни въ течевіи луны,
пи въ благорастворепіи воздуха, ни въ другомъ чѳмъ-нибудь подобиомъ, пи гумна вѳ готовили, пи хлѣба не молотили, ни въ
вѣяиіи пе нуждались для отдѣлепія зеренъ отъ плѳвѳлъ, ни жер474 пововъ пе вращали, пи сушильни пе строили, ни дровъ и огня
не приноснлк въ домъ, ни въ искусствѣ пѳченія хлѣба нѳ нуждались, пи заступа пѳ брали въ руки, ни серпа пе точили и ни
въ другомъ какомъ-шібудь художествѣ не имѣли нужды, напримѣръ въ ткапіи, зодчествѣ или шггьѣ обуви, но все доставляло
π мъ слово Божіе. Они имѣля трапезу готовую, безъ пота и трудовъ,—таково было свойство манны; она была всегда нова, свѣжа,
пс причипяла имъ ішкакихъ хлопотъ и не изнуряла трудомъ.
Дажѳ одежды у нихъ, и обувь, и самое тѣло нѳ подвергались
свойственной нмъ тлѣнности; въ такоѳ продолжительное время
одежда ихъ не изпосилась, и ноги ихъ не покрылись мозолями,
хотя они ходиля столь много. 0 врачахъ и лѣкарствахъ, илиο
чемъ-нибудь другомъ, относящемся къ этому искусству, они и
пе вспоминали, такъ далека была отъ нихъ всякая болѣзнь!
Изведе ихъ, говоритъ Писапіе, съ сребромъ и златомъ, и не 6ѣ въ

ъолѣкахъ ихъ боляй (ІІсал. сіѵ, 87). Они такъ ѣли и такъ пиля,