Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ВЕСЬДЛ 0 РАЗСЛАБЛЕНПОМЪ.

пользованіе больной вѣжди, лѣчитъ голову, гдѣ находится корень
н нсточникъ болѣзни. Такъ сдѣлалъ и Христосъ, истрѳбляя напе- 5 ·
редъ псточникъ золъ. Α нстрчникъ и корень и мать всѣхъ золъ—
грѣхъ. Онъ разслабляеть напш тѣла; онъ производитъ болѣзни.
Поэтому н здѣсь Христосъ говоритъ: дерзай, чадо, отпущаютея ти
грѣси,—и таиъ сказалъ: се здравъ еси, ктому пе согрѣіиай, да не
tapwe ти что будетъ, выражая тѣми и другими словами, что эти
болѣзни произошли отъ грѣховъ. И вначалѣ, въ первыя вре.
мена по сотвореніи, болѣзнь вошла въ тѣло Каина оть грѣха. Онъ
преступленія, получилъ тогда
р&арабленіе въ тѣлѣ, потому что трясеніе значитъ не что иное,
к&къ разслабленіе (Быт. гѵ, 14). Когда сила, скрѣпляющая это
животное (тѣло), дѣлается слабою и ужѳ нѳ можетъ поддерживать
всѣ члены, то оставляетъ ихъ безъ своей помощи, послѣ чего они,
опустившись, трясутся и колеблются.
6. Это выразилъ и Павелъ. Укоряя коринѳянъ въ нѣкоторомъ
грѣхѣ, онъ сказалъ: сего ради въ васъ мнози немощни и педужлиѳи
(1 Кор. хі, 30). Поэтому и Христосъ напередъ уничтоясаетъ причину золъ, π словами: дерзай, чадо, отпущаются ти грѣси, оживляеть умъ разслабленнаго, ^бодряетъ упадшую его душу; слова
стади дѣломъ и, вошѳдши въ совѣсть, коснулись самой души и
прекратили всякое уныніе. Подлинно, ничто не доставляетъ C T Q J & K O
удовольствія и не даетъ столысо дерзновенія, какъ возмояшбсть
ни въ чемъ не обвинять самого себя. Дерзай, чадо, отпуы^аптея
ти грѣси. Гдѣ отпущеніе грѣховъ, тамъ и усыновленіе. Такъ и
мы не преждѳ мож^ігь назвать Бога Отцемъ, какъ омывъ грѣхи
вь купели святыхъ водъ. Когда мы выходимъ оттуда, сбросивъ
зто Худое бремя, тогда и говорюсъ: Отче нашъ, иже еси на небееѣхъ (Матѳ. ѵі, 9). Почему же съ болѣвпшмъ тридцать восемь лѣть
Онъ поступилъ не такъ, но преждѳ исцѣлилъ его тѣло? Потому,
что въ некъ продолжительностію времѳни были истреблѳны грѣхи:
великость искушенія можеть облегчать бремя грѣховъ, какъ и ο
Лазарѣ Господь говоритъ, что онъ воспріялъ злая своя, и здѣ утѣшаетея (Лук. х п , 25). И въ другомъ нѣстѣ говоритъ: утѣшайте
люди моя глаголите въ еердце Іеруеалиму, яко пріятъ отъ руки
Гоеподни еугуби грѣхи своя (Ис. X L , 1, 2). И ѳще пророкъ говорвтъ: Господи, миръ даждь намъ, вся бо воздалъ еси намъ (Ис. XXѵі,
12), выражая, что ваказанія и мучешя доставляютъ прощеніе грѣювъ; и И8Ъ многихъ друтихъ мѣстъ ножно доказать это.
Тактгь образомъ, ннѣ каясется, Господь не говорилъ тому
разслаблеиному объ отпущеніи грѣховъ, а только предостѳрегъ
его на будущее время потому, что продолжитвльностію болѣэни
грѣхи его уже были изглажены; мли, если йе такъ, то потому,
у