Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО

Ο

ТОМЪ,

ЧТО КТО С А М Ъ

СЕБѢ Н Е

ВРЕДИГЬ.

487

и долженъ былъ уплатить множество талантовъ, и никакого нѳ
получилъ прощѳнія и оправданія, но потерпѣлъ жссточайшія мучѳнія, II повелѣно было взыскать съ него весь долгъ, который
прежде человѣколюбіе Божіе простило ему. Итакъ, потому ли,
скажи мнѣ, богатство вожделѣнно для тобя, что оно легко вѳдетъ
тѳбя къ такому грѣху? Напротивъ.поэтому-то и надо отвращаться
отъ ноіо, какъ отъ врага, непріятеля и страпшаго убійцы. Но
бѣдпость, скажѳшь, производитъ скорби, часто вынуждаѳтъ προ- 471
износить богохульныя слова и рѣшаться на низкія дѣла. Нѣтъ,
пе бѣдность, а малодушіе. Такъ и Лазарь былъ бѣденъ, и весьма
бѣденъ; къ бѣдности присоѳдинялась болѣзнь, которая, будучи
горше всякой бѣдности, дѣлала эту бѣдяость ѳще несноснѣѳ; къ
болѣзни — ещѳ безпомощное состояніѳ и нѳимѣніѳ благодѣтелей,
которыя дѣлали и бѣдность и болѣзнь ещѳ болѣе горькими.
Каждое изъ этихъ бѣдствій и само по сѳбѣ мучительно, а когда
нѣтъ и благодѣтѳлѳй, то бѣдствіе становится еще болыпѳ, пламонь сильнѣе, боль мучвтельвѣѳ, буря свирѣпѣе, волнѳніѳ страшнѣв, пѳчь жарче. Если же вникнуть точнѣе, то прибавится къ
этому и четвертое бѣдствіѳ,—невоздѳржаніѳ и роскошь жившаго
въ сосѣдствѣ богача. Если жѳлаешь найти чтб-нибудь и пятоѳ
къ усилѳніж) пламѳни, то ясно увидишь, что и это находилось у
нѳго. Вѣдь богачъ не только роскошествовалъ, но видѣлъ дважды,
трижды, или вѣрнѣѳ многократно въ день (Лазаря),—такъ какъ
онъ лежалъ у двѳри, представляя ясалкоѳ зрѣлище несчастія, и
однимъ видомъ могь бы смягчіпъ даже камѳнную душу —и нѳ смотря
наэто, богачъ, посвоѳмубѳзчеловѣчію, пѳ склонялся на помощь бѣдному, а самъ имѣлъ сибаритскую трапѳзу, полныя чаши, обильпо
разливаемое вино, блѳстящія толпы поваровъ, тупеядцевъ и льстсцовъ съ самаго утра, и хоры поющихъ, (толпы) виночерпіевъ и
смѣхотворцевъ; измышлялъ всякаго рода певоздержаніе, ш>янствовалъ и пресыщался, роскошѳствовалъ и въ одѳждѣ, и въ
трапезѣ, и во многомъ другомъ, проводя такъ всѳ врѳмя; а объ
этомъ бѣдномъ и не думалъ, видя каждый денъ, какъ онъ мучится отъ сильнаго голода, отъ тяжкой болѣзни, отъ множѳства
равъ, отъ бѳзпомощнаго состоянія и происходящихъ отсюда золъ.
Тунеядцы и льстѳцы лопались отъ пресыщенія, а бѣднякъ, столь
бѣдный и столь много страдавшій, не получалъ дажѳ крупицъ
отъ трапезы, при всемъ своемъ желаніи; и одвако всѳ это нисколько нѳ причиниЛо ему врѳда; онъ не выразилъ негодованія, нѳ
произнесъ богохульнагр слова, но какъ золото, очищаясь въ
сильнѣйшекъ огнѣ, болѣе свѣтлѣѳтъ, такь и онъ, объятый страданіями, стоялъ выше всего—и страстей и происходящихъ отсюда
у многихъ огорчоній. Если просто бѣдные, взирая на богатыхъ,