Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
486

ТВОРЕНШ СВ. ЮАННА ЗЛаТОУОТАГО.

ваеть и доводитъ до безумія? Но потому особенно и нужно, не
оглядываясь, бѣжать отъ него, что оно вселяетъ въ унъ нашъ
нѣкоторыхъ дикихъ и свирѣпыхъ звѣрой, лишаѳтъ истиннаго
уваженія у всѣхъ, а доставляетъ обманутымъ иного рода уважѳніѳ, подкрашенное только его красками, и заставляѳтъ считать это уваженіе истиннымъ, хотя оно по свойству своему
нѳ таково, а только по виду кажется такимъ. Подобно тому, какъ
цроизведенная притираніями и прикрасами красота непотребныхъ
женщинъ, не составляя красоты, представляетъ для оболыцающихся гнусное и безобразное лицѳ хорошимъ и благообразнымъ,
хотя оно на самомъ дѣлѣ не хорошо,—такъ точно и богатство
заставляѳтъ принимать лесть за уваженіе. Нѳ смотри же на похвалы, произвосимыя открыто изъ страха и ласкательства,—это
краски и прикрасы; но вникни въ совѣсть каждаго, кто такъ
льститъ тѳбѣ, и увидишь тысячи обвинителей, которые внутренно
говорятъ противъ тебя, отвращаются и нѳнавидятъ тебя болѣѳ,
нежѳли злые враги и непріятели. Бсли бы когда-нибудь случившаяся пѳрѳмѣна обстоятельствъ сняла и обличила эту, изъ
страха составленную, маску, какъ солнце жаркими лучами своимй обнаруживаетъ тѣ лица,—тогда ты ясно увидѣлъ бы, что ты
во все прожнѳѳ время былъ въ крайнемъ нѳуважѳніи у своихъ
угодниковъ и считалъ себя почитаемымъ отъ тѣхъ, которыѳ
весьма ненавидять тебя, осыпаютъ тебя въ мысляхъ своихъ
безчисленными злословіями н жѳлаюгь видѣть тебя въ крайяихъ
бѣдствіяхъ. И ничто не доставляетъ такого уваженія, какое
доСтавляетъ добродѣтель, уваженіѳ не вынуждѳнноѳ, уваженіе не
иритворпоо и не прикрытое какою-либо маскою обмана, но истинное, искрѳннѳе, и не измѣняемое никакими трудными обстоятельствами.
10. Ты хочешь отистить оскорбившимъ тебя? Но поэтому
самому, какъ я ужѳ сказалъ, особенно и нужно избѣгать богатства. Ояо обыкновояно заставляетъ тебя иоднимать мѳчъ противъ
ссбя самого,- подвергаетъ тебя строжайшѳму суду въ будущемъ
и ирнготовляетъ новыпосимыя наказавія. Мщеніе есть столь великоо зло, что и І>ожіо человѣколюбіе прокращалось отъ него и
уже данноо прощоиіо въ безчисленныхъ грѣхахъ чрезъ него отмѣнялось. Такъ тотъ, которому прощено было десять тысячъ
талантовъ и за простую просьбу дарована была столь великая
милость, когда сталъ требовать отъ подобпаго себѣ раба сто дипаріевъ, т. е. сталъ требовать паказанія за проступки въ отношеніи къ нему, то жестокостію къ своему товаршцу произнѳсъ
приговоръ иротивъ себя самого; и не за другое что-нибудь, а
только за это овъ и преданъ билъ мучителямъ, и былъ наказанъ,