Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
485

СЛОВО Ο ТОМЪ, ЧТО КТО ОАІСЪ ОВБѢ НВ ВРВДИТЪ.

гому обстоятвльству, но суди потому, что происходитъ всегд а и
нѳпрѳстанно), — нѳ у тѣхъ ли, которыѳ живутъ умѣренно, тѣло
здорово, чувства свѣтлы и съ великою легкостію исполняюгь
свое дѣло, а у нѳумѣрѳнныхъ оно слабо, мягче всякаго воска и
подвѳржѳно множеству болѣзнѳй? У нихъ скоро являѳтся и подагра, и нѳпріятноѳ трясеніѳ тѣла, и безвременная старость, и
головныя боли, и разслабленіѳ и разстройство жѳлудка, и потеря
аігаетита, и нѳпрестанно они нуждаются во врачахъ, въ постоянныхъ лѣкарствахъ и въ каждоднѳвномъ лѣчѳніи. Это ли, скажн
мнѣ, удовольствіѳ? Кто такъ назоветъ это изъ тѣхъ, которыѳ
знаютъ, что такоѳ удовольствіѳ? Удовольствіѳ бываѳтъ тогда, когда
удовлѳтвореніѳ слѣдуѳтъ за аппѳтитомъ; ѳсли жѳ удовлѳтворѳніо
дѣлаѳтся, а атгаѳтита вовсе нѣтъ, то удовольствіѳ теряѳтся и
исчѳзаѳтъ. Поэтому-то болъныѳ, хотя бы предъ ними лѳжала
пріятнѣйшая пйща, съ отвращѳніемъ и какъ бы съ непріятностію
вкушаютъ еѳ, потому что у нихъ нѣтъ аппѳтита, который дѣлаѳтъ удовлѳтвореніе пріятнымъ. Вѣдь не свойство шпци и питія, но аппѳтитъ вкушающихъ обыкновенно производитъ желаніе
π доставляѳтъ удовольствіѳ. Поэтому и одинъ добрый мужъ, точно
знавшій удовольствія и умѣвшій судить объ этомъ, говорилъ:
дугиа въ еытости сущи, сотамъ ругается (Прит. ххѵп, 7 ) , выражая,

что не въ свойствѣ трапезы, но въ расположеніи вкушающихъ
состоитъ удовольствіѳ. Поэтому и пророкъ, исчисляя чудѳса,
бывшія въ Египтѣ и въ пустынѣ, мѳжду прочимъ, сказалъ, что
Богъ отъ камене меда наеыти ихъ (Пс. L X X X , 17), хотя нигдѣ
невидно, чтобы камѳнь источалъ для нихъ медъ. Что жѳ значатъ
эти слова? Такъ какъ ѳврѳи, утомившись отъ труда и путѳшествія и сильно мучась ясаждою, припадали къ холоднымъ струямъ,
получая великоѳ наслажденіе вслѣдствіѳ жажды, то онъ, желая
представить это удовольствіѳ отъ питья воды, назвалъ воду мѳдомъ не потому, чтобы она перѳнѣнилась въ медъ, но потому,
что пріятность воды равнялась его сладости, такъ какъ пнвшіѳ
воду приступали тогда къ нѳй съ жаждого. Если жѳ это такъ, u
никто не можетъ противорѣчить этому, хотя бы онъ былъ самый
бѳзсмысленный, то нѳ очѳвидно ли, что при трапезахъ бѣдныхъ
бываетъ чистоѳ, истинное и великое удовольствіе, а при трапезахъ богатыхъ непріятность, отвращеніѳ, омѳрзѳніе, и, какъ сказалъ мудрый мужъ, и сладкая горьку являются (Прит. ххѵп, 7)?
9. Но, богатство, скажешь, доставляетъ уваженіѳ имѣющимъ
ѳго и удобство мстить врагамъ. Итакъ потому, скажи мнѣ, богатство каясется любезнымъ и вожделѣннымъ для васъ, что оно
питаѳтъ въ насъ сильнѣйшія страсти, приводитъ въ дѣйствіѳ 470
гнѣвъ, поднинаѳтъ славолюбіе до высочайшей степенн, надмѳИ8ДАНІВ СПВ. ДУХ. АКАДЕИШ.

82*