Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ТВОРЕНІЯ GB. ІОАЛНА ЗЛАТОУСТАГО.

ни чрѳва, ни удовольствій, не учитъ ни умѣрѳнности, ни смирѳнію, и никакой другой добродѣтели не вселяетъ и не насаждаѳтъ въ душѣ. Ты нѳ ножеіпь сказать, чтобы ты искалъ и ясвлалъ его по какой-нибудь изъ этихъ причинъ, потому что оно
нѳ только не способно насаждать или возращать что-нибудь
доброе, но если дажѳ найдетъ добро, ужѳ находящееся въ чѳловѣкѣ, то повреждаѳтъ, останавливаетъ и изсушаетъ его; а иное
и вовсѳ истребляетъ н вноситъ противное тому, — беэмѣрноѳ нѳвоздѳржаніѳ, непристойяую раздражитѳльность, несправедливый
гнѣвъ, гордость, надмѳнность, безуігіѳ. Впрочѳмъ, нѳ буду говорить объ этомъ, потоиу что страждующіѳ такою болѣзнію, всецѣло прѳдавшись наслаждѳнію и сдѣлавшись его рабами, не
терпятъ слушать ο добродѣтели и порокѣ и вядѣть себя въ то ясе
врѳмя осуждаемыми и облячаемыми. Оставимъ же рѣчь объ
этомъ я поставимъ на видъ другоѳ; посмотримъ, доставляѳтъ ли
богатство какое-нибудь удовольствіѳ или какую-нибудь чѳсть. Я
вижу всѳ противное. И во-пѳрвыхъ, если хотите, обратимъ вниманіе на трапезы богатыхъ и бѣдныхъ, и спросямъ вкушающихъ:
кто изъ няхъ особенно получаетъ чистое и истинное удовольствіе?
Тѣ ли, которые цѣлый дѳнь возлежатъ на скамьяхъ, соедяняютъ
ужины съ обѣдами, перѳполняютъ чрѳво, прятушшютъ чувства,
чрезмѣрною тяжестію снѣдей погруясаютъ свою ладью и обременяютъ свой корабль, потопляя своѳ тѣло, какъ бы при кораблекрушѳніи, связываютъ себѣ и ноги, и руки, н языкъ, и все тѣло
свое цѣпями пьянства и* прѳсыщенія, которыя тяжелѣѳ желѣзяыхъ цѣпѳй, нѳ имѣютъ надлѳясащаго и чястаго сяа, бываютъ
не свободны отъ страпшыхъ сновидѣній, дѣлаются несчастнѣе
бѣснующихся, произвольно прияямая въ душу какого-то бѣса,
становятся посмѣшищемъ для рабовъ, нли, лучше, предметомъ сояіалѣнія и слѳзъ для самыхъ кроткихъ изъ нихъ, не узнаютъ
никого изъ присутствующихъ, не могутъ нячѳго ни сказать,
ни выслушать, но пѳрѳносятся яа рукахъ другими со скамьи на
постель? Илн тѣ, которыѳ трѳзвы и бодрственны, опрѳдѣляютъ
мѣру (ѣды и питья) нуждою, плывутъ по попутному вѣтру, и величайшее услаждѳніѳ шпцѳю и питьемъ находятъ въ голодѣ и
4<>у ясаждѣ? Вѣдь ничто нѳ доставляѳтъ такого удовольствія и здоровья, какъ то, чтобы прининаться за пищу и питье пря голодѣ
и жаждѣ, сытость измѣрять одною нуждого, не прѳступать ея
предѣловъ и не обрѳмѳнять тѣла сверхъ ѳго силы.
Ѳ. Бсли ты не вѣришь словамъ моимъ, то посмотри яа тѣло
тѣхъ и другихъ и на душу каждаго изъ нихъ. Нѳ у тѣхъ ля,
которые живутъ умѣрѳнно (не указывай мнѣ на рѣдкіѳ случан,
когда кто-нябудь бываѳтъ слабъ здоровьемъ по какому-либо дру-