Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО О ТОМЪ, ЧТО КТО САМЪ ОВБЪ НВ ВРВДИТЬ. 485 гому обстоятельству, но суди потому, что происходитъ всегда н
непрестанно),—не у тѣхъ ли, которые живутъ умѣренно, тѣло
здорово, чувства свѣтлы и съ великою легкостію исполняютъ
свое дѣло, а у неумѣренныхъ оно слабо, мягче всякаго воска и
подвержено множеству болѣзней? У нихъ скоро является и по¬
дагра, н непріятное трясеніе тѣла, и безвременная старость, и
головныя боли, и разслабленіе и разстройство желудка, и потеря
аппетита, и непрестанно они нуждаются во врачахъ, въ постоян¬
ныхъ лѣкарствахъ и въ каждодневномъ лѣченіи. Это ли, скажи
мнѣ, удовольствіе? Кто такъ назоветъ ѳто изъ тѣхъ, которые
знаютъ, что такое удовольствіе? Удовольствіе бываетъ тогда, когда
удовлетвореніе слѣдуетъ за аппетитомъ; если же удовлетвореніе
дѣлается, а аппетита вовсе нѣтъ, то удовольствіе теряется и
исчезаетъ. Поэтому-то больные, хотя бы предъ ними лежала
пріятнѣйшая пйща, съ отвращеніемъ и какъ бы съ непріятностію
вкушаютъ ее, потому что у нихъ нѣтъ аппетита, который дѣ¬
лаетъ удовлетвореніе пріятнымъ. Вѣдь не свойство пгоци и пи¬
тія, но аппетитъ вкушающихъ обыкновенно производитъ желаніе
и доставляетъ удовольствіе. Поэтому и одинъ добрый мужъ, точно
знавшій удовольствія и умѣвшій судить объ этомъ, говорилъ:
душа въ сытости сущи, сотамъ ругается (Прит. ххѵп, 7), выражая,
что не въ свойствѣ трапезы, но въ расположеніи вкушающихъ
состоитъ удовольствіе. Поэтому и пророкъ, исчисляя чудеса,
бывшія въ Египтѣ и въ пустынѣ, между прочимъ, сказалъ, что
Богъ отъ камене меда насыти ихъ (Пс. ьххх, 17), хотя нигдѣ
невидно, чтобы камень источалъ для нихъ медъ. Что же значатъ
эти слова? Такъ какъ евреи, утомившись отъ труда и путеше¬
ствія и сильно мучась жаждою, припадали къ холоднымъ струямъ,
получая великое наслажденіе вслѣдствіе жажды, то онъ, желая
представить это удовольствіе отъ питья воды, назвалъ воду ме¬
домъ не потому, чтобы она перемѣнилась въ медъ, но потому,
что пріятность воды равнялась его сладости, такъ какъ пившіе
воду приступали тогда къ ней съ жаждою. Если же это такъ, и
никто не можетъ противорѣчить этому, хотя бы онъ былъ самый
безсмысленный, то не очевидно ли, что при трапезахъ бѣдныхъ
бываетъ чистое, истинное и великое удовольствіе, а при трапе¬
захъ богатыхъ непріятность, отвращеніе, омерзеніе, и, какъ ска¬
залъ мудрый мужъ, и сладкая горьку являются (Прит. ххѵп, 7)? 9. Но, богатство, скажешь, доставляетъ уваженіе имѣющимъ
его и удобство мстить врагамъ. Итакъ потому, скажи мнѣ, бо¬
гатство кажется любезнымъ и вожделѣннымъ для васъ, что оно
питаетъ въ насъ сильнѣйшія страсти, приводитъ въ дѣйствіе 470
гнѣвъ, поднимаетъ славолюбіе до высочайшей степени, надме- 88* ИЗДАНІЯ СПБ. ДУХ. АКАДЕМІЯ.