Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО Ο ТОМЪ, ЧТО КТО САМЪ СЕБ* ПВ ВРЕДИТЪ.

481

вѣкъ, хотя бы онъ былъ тысячекратно золъ, не можѳтъ ни па
кого напасть свирѣпѣе и съ большѳю яростію, нежели злой бѣсъ
и непримиршшй врагъ нашъ діаволъ,—однако и зтотъ злой бѣсъ
не могъ прѳодолѣть и нязложить человѣка, жившаго прежде закопа и преждѳ благодати, хотя со всѣхъ сторонъ пускалъ въ него
столько язвительныхъ стрѣлъ. Таково благородство души! Α Павѳлъ? Нѳ потѳрпѣлъ ли онъ столько бѣдствій, что π исчислпть
трудно? Онъ жилъ въ тѳмницахъ, былъ окованъ цѣпями, водимъ
съ мѣста на мѣсто, тѳрпѣлъ бичеванія отъ іудѳевъ, былъ побиваемъ камнями, былъ терзаѳмъ по спинѣ нѳ только ремнями, но
π жезлами, тонулъ въ морѣ, часто попадалъ въ руки разбойниковъ,
терпѣлъ гонѳніѳ отъ ѳдинозѳмцевъ, непрестанно былъ пораясаемъ
врагами и знакомыми, подвѳргался безчисленнымъ злоумышлѳніямъ, боролся съ голодомъ и наготою, и другія постоянныя и
непрестанныя переносилъ бѣдствія и скорби. Но что говорить
много? Онъ умиралъ каждоднѳвно, и однако, перѳнося столько н
такихъ бѣдствШ, онъ не только не произнесъ ни одного богохульнаго слова, но радовался и хвалился втимъ. Въ одномъ мѣстѣ
говоритъ онъ: радуюся во страдангихъ моихъ (Кол. і, 24); въ другомъ: не тонію же, по и хвалимся въ скорбехъ (Рим. ѵ, 3 ) . Если

жѳ онъ при такихъ страданіяхъ радовался и хвалился, то какое
извиненіе, какое оправданіѳ будѳшь имѣть ты, когда не пѳрено
сишь и малѣйшей части ихъ, а богохульствуешь?
β. Но, скаяюшь, инынъ образомъ я терплю вредъ, — тѣмъ,
что, если не богохульствую, то, лишившись богатства, дѣлаюсь
несостоятельнымъ для подаванія милостыни. Это — прѳдлогъ и
отговорка! Если ты объ этомъ скорбишь, то твердо знай, что бѣдность не бываѳтъ прѳпятствіемъ милостынѣ. Хотя бы ты былъ
тысячекратно бѣденъ, все же ты не бѣднѣе той, которая имѣла
толъко горсть муки (3 Цар. хѵп, 12), и той, у которой было только
двѣ лепты (Лук. ххі, 2 ) , изъ которыхъ та и другая, издержавъ
все свое инѣніе на бѣдныхъ, удостоились дивной похвалы; и
великая бѣдность не была препятствіемъ столь вѳликому человѣколюбію, но милостыня, состоявшая изъдвухъ лѳптъ, была такъ
богата и значитѳльна, что затмила всѣхъ богачей, и богатствомъ
расподожѳнія и избыткомъ усердія превзошла тѣхъ, которые клаліі
много статировъ *). Слѣдовательно и здѣсь ты не тврпишь вреда,
но еще болыпую получаешь пользу, чрозъ малое приношешо
пріобрѣтая вѣнцы болѣе блистатѳльные въ сравненііі съ тѣмп,
которыѳ положили много. Впрочемъ, хотя бы тысячу разъ ш* говорили зто, плотолюбивыя дупш, любящія житейскія удовольствія
1

) Статнръ — мопета оъ чотыре драхмы, около одпого рубля.