Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ТВОРВНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАГОУСТАГО. 46 что онъ еще не зналъ ничего великаго о Христѣ; поэтому Онъ
напередъ и приступилъ къ меньшему, къ явному и очевидному*
къ исцѣленію тѣла; а съ этимъ разслабленнымъ поступилъ не
такъ, но видя, что онъ вѣровалъ болѣе и имѣлъ душу болѣе
50 возвышенную, сталъ говорить съ нимъ прежде о тягчайшей
болѣзни; и кромѣ всего этого для того, чтобы показать свое ра¬
венство съ Отцемъ. Какъ тамъ Онъ исцѣлилъ въ субботу, желая
отклонить слушателей отъ іудейскаго ея соблюденія, и въ самыхъ
обвиненіяхъ найти поводъ доказать свое равенство съ Родителемъ, . такъ точно н здѣсь, предвидя, что имѣли сказать іудеи, Онъ
произнесъ эти слова, чтобы въ нихъ найти основаніе и поводъ
доказать свое равенство съ Родителемъ. Въ самомъ дѣлѣ, не одно
и то же—безъ всякаго порицанія и обвиненія, самому отъ себя,
начать рѣчь объ этомъ, или, когда другіе высказываютъ обвине¬
нія, предложить то же самое въ ходѣ рѣчи и въ видѣ оправданія.
Первый способъ доказательства отвращалъ слушателей; а послѣд¬
ній былъ менѣе тяжелъ для нихъ и болѣе удобопріемлемъ; и
потому вездѣ мы видимъ, что Онъ такъ поступалъ и не столько
словами, сколько дѣлами доказывалъ свое равенство съ Отцемъ.
Это выражаетъ и евангелистъ, когда говоритъ, что гоняху Іисуса
іудеи, яко не токмо разорите субботу, но и Отца своею глаголаше
Бога, равенся творя Богу (Іоан, ѵ, 16. 18), чтб гораздо важнѣе,
потому что дѣлами своими Онъ доказывалъ это самое. Что же
завистливые и злые іудеи, мучившіеся отъ чужихъ благъ и во
всемъ искавшіе поводовъ къ порицанію? Что сей, говорятъ они,
хулить? Никто не можетъ оставляти грѣхи, токмо единъ Богъ
(Матѳ, и, 3, Марк. п, 7)? Какъ тамъ они гнали Его за то, что
Онъ нарушилъ субботу, а Онъ по поводу самыхъ обвиненій въ
видѣ оправданія показалъ свое равенство съ Родителемъ, сказавъ:
Отецъ мой дѣлаетъ и Азъ дѣлаю (Іоан, ѵ, 17), такъ точно и здѣсь
изъ самыхъ обвиненій Онъ доказываетъ свое единство съ Отцемъ.
Въ самомъ дѣлѣ, что сказано? Никтоже можетъ оставляти грѣхи,
токмо единъ Богѣ. Итакъ, когда они сами положили такое опре¬
дѣленіе, сами внесли правило, сами предписали законъ, то Онъ
опровергаетъ ихъ собственными ихъ словами. Вы, говоритъ, испо¬
вѣдали, что одному только Богу свойственно отпускать грѣхи,
. — слѣдовательно равенство (мое съ Богомъ Отцемъ) несомнѣнно.
И не они только говорятъ объ этомъ, но и пророкъ говоритъ
такъ: кто Богъ, яко хсе Іи? Потомъ объясняя, чтб свойственно
Богу, присовокупляетъ: отьемляй беззаконія и оставляяй нечестія
(Мих. ѵп, 18). Поэтому, если кто-нибудь другой окажется дѣ¬
лающимъ тоже самое, то и Онъ—Богъ и Богъ (такой же), какъ
и Тотъ. Но посмотримъ, какъ Христосъ доказываетъ имъ это,