Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
478

ТВОРЕНІЯ СВ. ЮАННА ЗЛАТОУОТАГО.

лесномъ здоровьи, такъ чтобы страшиться болѣзни; нѳ во мнѣніи народномъ, такъ чтобы смотрѣть на худую модву; нѳ въ жизни
пустой и безцѣльной, такъ чтобы ддя тѳбя была страшна смерть;
I I нѳ въ свободѣ, такъ чтобы убѣгать рабства,—но въ точнонъ соблюденіи истиннаго ученія и въ добродѣтельной жизни. Α этого
и самъ діаволъ отнять нѳ можетъ у того, кто имѣя сохраняетъ
это съ надлѳжащимъ тщаніѳмъ. Знаѳтъ объ этомъ и бѣсъ лукавѣйшій іі лютѣйшій. Позтому и Іова онъ лишилъ имущѳства не
для того, чтобы сдѣлать его бѣднымъ, но чтобы заставить ѳго
произности какое-нибудь богохульное слово; и тѣло его поразилъ
' нѳ для того, чтобы сдѣлать его больнымъ, но чтобы поколебать
добродѣтель души. Но не сиотря на то, что употребилъ всѣ свои
хитрости, изъ богатаго сдѣладъ его бѣднымъ (что для насъ кажѳтся ужаснѣѳ всего), изъ многочаднаго бездѣтнымъ, и растерзалъ всѳ тѣло ѳго гораздо хуже, нѳжели палачи въ судилищахъ
(вѣдь не такъ когти ихъ тѳрзаютъ ребра попавшихся въ нхъ
руки, какъ уста черввй грызліі плоть его), и распространилъ худую ο нѳмъ молву (вѣдь друзья въ его присутствіи говорили,
что овъ не довольно наказанъ за своп грѣхи, и много взводилн
на него обвиненій), и нс изъ города тодько илн лзъ дома изгналъ
его и пѳрѳселилъ въ другой городъ, но смрадный пометъ сдѣлал ь для наго и домомъ и городомъ,—однако не только ни мало
нѳ ііовредилъ ему, но своими кознями сдѣлалъ ѳго еще болѣе славнымъ. Онъ не только не отнялъ у Іова ничего изъ имущѳства,
хотя и отнялъ столько, но доставилъ ему ещѳ большее богатство—добродѣли. Подлинно, Іовъ сталъ имѣть послѣ того большее дѳрздовеніе, какъ иодвизавшійся труднѣйшимъ подвіігомъ.
Если же тотъ, кто столько потерпѣлъ, и притомъ потерпѣлъ нѳ
отъ человѣка, а отъ злѣйшаго всѣхъ людѳй бѣса, нисколысо не
понесъ вреда, то кто послѣ того можетъ имѣть извиненіе, когда
говоритъ: такой-то сдѣлалъ нѳсправѳдливость и нанесъ врѳдъ?
Если діаволъ, исполненный такой злобы, употребивъ всѣ свон
орудія іі пустивъ всѣ стрѣлы и всѣ, какія бываютъ съ людьми,
бѣдствія съ преизбыткомъ обративъ и на домъ и на тѣло ііраш ведника, не сдѣлалъ никакого вреда этому мужу, но, ісакъ я сказалъ, еще болѣе пользы принесъ ему, то какь могутъ иные обвинять того или другого, какъ будто оші отъ нпхъ потерпѣли
врѳдъ, а не отъ самихъ себя?
4. Какъ же, скаяюшь, развѣ не сдѣлалъ діаволъ вреда Адаму,
не довелъ его до паденія и нѳ изгяалъ изъ рая? Нѣтъ, не онъ сдѣлалъ это, а нерадявость падшаго, новаимаше къ себѣ я небодрствованіѳ. Тотъ, кто, *у Р®бивъ столько и такихъ средствъ, не
могъ побѣдить Іова, могъ ли бы пря меньшихъ усиліяхъ преП0Т