Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
480 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОРОГАГО. речѳніе: горе вамъ, егда добрѣ рекутъ вамъ вей человѣцы (Лук. ѵі,
4GS 26); и еще: возрадуйтеея и взыграйте, егда пронесутъ имя ваше яко
зло (Лук. ѵі, 22, 23). Изгнанъ ли ты за предѣлы отечества? Пред¬
ставь себѣ, что ты не имѣешь здѣсь отечества, но если хочешь
быть любомудрымъ, то и всю землю тебѣ заповѣдано считать
чуждою. Подвергся ли ты жестокой болѣзни? Скажи апостоль¬
скій слова: аще внѣшній нашъ человѣкъ тлѣетъ, обаче внутренній
обновляется по вся дни (2 Кор. гѵ, ів). Потерпѣлъ ли кто насиль¬
ственную смерть? Представь себѣ Іоанна, и голову его, отсѣчен-
’ ную въ темницѣ, принесенную на блюдѣ и отданную въ награду
за пляску блудницы. Представь себѣ и награды за это: всѣ эти
страданія, когда они причиняются кому-нибудь несправедливо,
очищаютъ грѣхи и доставляютъ праведность. Такъ велика отъ
нихъ польза для тѣхъ, которые переносятъ ихъ мужественно! 5. Итакъ, если ни лишеніе богатства, ни клеветы и злосло¬
вія, ни изгнаніе, ни болѣзни и страданія, ни самая смерть, ко¬
торая кажется всего страшнѣе, не причиняютъ вреда испытываю¬
щимъ это, но еще приносятъ пользу,—то отъ чего, укажи мнѣ,
можетъ кто-нибудь потерпѣть вредъ, когда отъ этого онъ не тер¬
питъ никакого вреда? Напротивъ я постараюсь доказать, что тѣ
особенно и терпятъ вредъ, испытываютъ мученія и неисцѣльно
страждутъ, которые причиняютъ это другимъ. Кто можетъ быть
несчастнѣе Каина, который такъ поступилъ съ братомъ? Кто
жалче жены Филипповой, которая отсѣкла у Іоанна голову, или—
братьевъ Іосифа, которые продали его и удалили sa предѣлы оте¬
чества? Кто несчастнѣе діавола, который подвергъ Іова такимъ
бѣдствіямъ? Вѣдь онъ не только за прочія дѣла, но и за это
злоумышленіе понесетъ великую казнь. Видишь ли, какъ и здѣсь
слово наше показало больше обѣщаннаго, т. е. что не только
угнетаемые не терпятъ никакого вреда отъ злоумышленниковъ,
но даже все обращается на голову злоумышляющихъ? Подлинно,
если не богатство, и не свобода, и не жизнь въ отечествѣ, и не
другое что-нибудь изъ вышесказаннаго составляетъ достоинство
человѣка, а добродѣтели души, то слѣдуетъ, что • когда вредъ
касается тѣхъ благъ, то человѣческое достоинство нисколько не
терпитъ вреда. А что, если бы кто-нибудь лишился душевнаго
любомудрія? И въ этомъ случаѣ, получая вредъ, онъ терпитъ его
не отъ другого, а собственно самъ отъ себя. Какъ, скажешь, соб¬
ственно самъ отъ себя? Когда онъ, испытывая отъ кого-нибудь
бичеваніе, или отнятіе имущества, пли иное тяжкое притѣсненіе,
произнесетъ богохульное слово, то здѣсь онъ терпитъ вредъ и вредъ
весьма великій, но не отъ притѣснителя, а отъ собственнаго ма¬
, лодушія. Я я прежде говорилъ, и теперь скажу: никакой чело-