Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
476

ТВОРЕШЯ СВ. 10ΑΚΚΑ ЗЛАТОУСТАГО.

нія этого судыі сами увеличііваютъ бурю и усиливаютъ болѣзнь.
Поэтому нногіѳ изъ неразумныхъ и несчастяыхъ, впадая въ необычайное неистовство, обвиняютъ промыслъ Божій, когда видятъ,
что смиреннаго часто влѳкуть, терзаютъ, мучатъ, а дерзкШ, наглый, безчестный и пропсшедшій отъ безчестныхъ обогащается,
облекается властію, бываетъ для многяхъ страшѳнъ, причнняетъ
безчисленныя бѣдствія смиреннымъ, и эти нѳсправѳдливости бываютъ и въ городахъ, и въ сѳлагь, и въ пустнняхъ, и на сушѣ,
и на морѣ. Итакъ намъ необходимо предлояшть это слово для
опроверженія вышесказаннаго, выступивъ на подвигъ, хотя необычный и страшный, какъ я внбчалѣ сказалъ, но благопотребныИ,
справѳдливый и полезный для тѣхъ, которые хотятъ внкмать π
поучаться. Въ нѳмъ будетъ доказано (нѳ бойтесь же),—что каждый обиясаемый нѳ отъ другихъ тѳршггь вредъ, но самъ отъ себя.
2. Α чтобы рѣчь наша была болѣе ясною, прежде всего пзслѣдуемъ, что такое вредъ и какого рода вещей онъ обыквовснво
касается; такжѳ, въ чемъ состоитъ совершенство чѳловѣка, чтб
вредіггъ ѳму, и что вредптъ ему только повидимому, а на самомъ
дѣлѣ не вредитъ. Напримѣръ,—нужно подтвѳрднть рѣчь примѣрами,—каждая вещъ тѳрпптъ вредъ отъ чего-нибудь: жедѣзо отъ
рясавчины, шерсть отъ моли, стада овецъ отъ волковъ. Добротность вина теряѳтся когда оно перемѣняетъ вкусъ η окисаетъ; а
доСротвость меда, когда онъ лишаѳтся свойственной ему сладости π перемѣняется въ горькую жидкость. Хлѣбу на полѣ вредптъ прѣлость и засуха, винограднымъ плодамъ, лпстьямъ и вѣтвямъ — злой рой саранчи, другимъ дѳрѳвьямъ — червь и тѣламъ
бѳзсловесныхъ — различныя болѣзни; но чтобы, исчпсляя все,
слішікомъ нѳ распространить слова, скажемъ, что н нашѳму тѣлу
вредятъ горячкп, разслаблевія и множество другихъ болѣзней.
Нтакъ, ѳсли для каждаго изъ этихъ предметовъ есть что-нибудь,
повреждающеѳ ѳго добротпость, то посмотрнмъ, что вредитъ человѣческому роду π отъ чего повреждается соввршѳнство чѳловѣка. Многіе усматривають разлпчныя н необыкновенныя прпчнны. Намъ пуяшо высказать и погрѣпгательныя мнѣнія п, опровергнувъ ихъ, потомъ указать на то, что подлпнно вредптъ нашѳму достоипству, и ясно доказать, что никго нѳ могъ бы сдѣлать намъ несправедливостп шш причяшпъ вреда, если бы мы
нѳ выдавалп сани себя. Многіе, по своимъ погрѣпгатедьнымъ
мнѣніямъ, считаютъ вреднымъ для нашего достоинства ра8ное,—
одни бѣдность другіе тѣлесную баіѣзнь, иные потерю имѣнія,
другіе злословіе, иные смерть, и непрестанно ο томъ сокрушаются
π плачутъ, и ясалѣя испытывающихъ это, оплакивая ихъ и пораясаясь, говорять другъ другу: какая бѣда случилась съ та-