Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
478 ТВ0РВШЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. лѳсномъ здоровьи, такъ чтобы страшиться болѣзни; не во мнѣ¬
ніи народномъ, такъ чтобы смотрѣть на худую молву; не въ жизни
пустой и безцѣльной, такъ чтобы для тебя была страшна смерть;
и не въ свободѣ, такъ чтобы убѣгать рабства,—но въ точномъ со¬
блюденіи истиннаго ученія и въ добродѣтельной жизни. А этого
и самъ діаволъ отнять не можетъ у того, кто имѣя сохраняетъ
это съ надлежащимъ тщаніемъ. Знаетъ объ этомъ и бѣсъ дука-
вѣйшій и лютѣйшій. Поэтому и Іова онъ лишилъ имущества не
для того, чтобы сдѣлать его бѣднымъ, но чтобы заставить его
произнести какое-нибудь богохульное слово; и тѣло его поразилъ
' не для того, чтобы сдѣлать его больнымъ, но чтобы поколебать
добродѣтель души. Но не смотря на то, что употребилъ всѣ свои
хитрости, изъ богатаго сдѣлалъ его бѣднымъ (что для насъ ка¬
жется ужаснѣе всего), изъ многочаднаго бездѣтнымъ, и растер¬
залъ все тѣло его гораздо хуже, нежели палачи въ судилищахъ
(вѣдь не такъ когти ихъ терзаютъ ребра попавшихся въ ихъ
руки, какъ уста червей грызли плоть его), и распространилъ ху¬
дую о немъ молву (вѣдь друзья въ его присутствіи говорили,
что онъ не довольно наказанъ за свои грѣхи, и много взводили
на него обвиненій), и не изъ города только или изъ дома изгналъ
его и переселилъ въ другой городъ, но смрадный пометъ сдѣ¬
лалъ для него и домомъ и городомъ,—однако не только ни мало
не повредилъ ему, но своими кознями сдѣлалъ его еще болѣе слав¬
нымъ. Онъ не только не отнялъ у Іова ничего изъ имущества,
хотя и отнялъ столько, но доставилъ ему еще большее богат¬
ство—добродѣли. Подлинно, Іовъ сталъ имѣть послѣ того боль¬
шее дерзновеніе, какъ подвизавшійся труднѣйшимъ подвигомъ.
Если же тоть, кто столько потерпѣлъ, и притомъ потерпѣлъ не
отъ человѣка, а отъ злѣйшаго всѣхъ людей бѣса, нисколько не■
понесъ вреда, то кто послѣ того можетъ имѣть извиненіе, когда
говоритъ: такой-то сдѣлалъ несправедливость и нанесъ вредъ?
Если діаволъ, исполненный такой злобы, употребивъ всѣ своп
орудія и пустивъ всѣ стрѣлы и всѣ, какія бываютъ съ людьми,
бѣдствія съ преизбыткомъ обративъ и на домъ и на тѣло пра-
4<;і водника, не сдѣлалъ никакого вреда этому мужу, но, Какъ я ска¬
залъ, еще болѣе пользы принесъ ему, то какъ могутъ иные об¬
винять того или другого, какъ будто оші отъ нихъ потерпѣли
вредъ, а не отъ самихъ себя? 4. Какъ же, скажешь, развѣ не сдѣлалъ діаволъ вреда Адаму,
не довелъ его до паденія и не изгналъ изъ рая? Нѣтъ, не онъ сдѣ¬
лалъ это, а нерадивость падшаго, невниманіе къ себѣ и небодр¬
ствованіе. Тотъ, кто, 'употребивъ столько и такихъ средствъ, не
могъ побѣдить Іова, могъ ли бы при меньшихъ усиліяхъ пре-