Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
171

ТВОРННІЯ ОВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО.

литвы; еще прежде, нѳжели окончишь молитву, ты уже получаешь
даръ. Помилуй мя. Вудемъ же, увѣщеваю васъ, подражать этой
хананеянкѣ. Помилуй мя: дщи моя злѣ бѣснуется, говорила она.
Господь же говоритъ ей: о, жено, велгя вѣра твоя: буди тебѣ якоже

хощеши (Матв. хѵ, 28). Гдѣ еретикъ? Нѳ сказалъ Онъ: Я буду просить Отца Моего; не сказалъ: Я буду молить родившаго Меня.
Имѣлъ ли Онъ здѣсь нужду въ молитвѣ? Нѣтъ. ПочемуРПотому,
что была великая вѣра, былъ великій сосудъ, потому и излилась
всликая благодать. Гдѣ нужна ѳщѳ молитва, тамъ—слабый сосудъ.
о жено,
у

велія вѣра твоя. Ты не видѣла мертваго воскрешаеішмъ,

ви прокажѳннаго очищаемымъ, ты пс слушала пророковъ, не изучала закона, ты не видѣла моря раздѣляемымъ, нѳ видѣла никакого другого зваменія совершаемымъ Мною, но дажѳ была унижена Мною и приведена въ смущеніе; Я отвергъ страданіе твое,
it однако ты не отошла, а осталась; иолучи же накопецъ и отъ
Мѳня достойяую и надлежащую похвалу: о,жено. велія вѣра твоя.
Жена ;*та умсрла, но иохвала ся остается, блистая свѣтлѣе діадсмы. Куда бы ты ни пошелъ, вездѣ сдышишь слова Христовн:
о, жено, вѵлгя пѣра твоя. Нойди въ цсрковь персовъ, и услышипіь
Христа, говорящаго: о, жено. велія вѣра твоя; равно какъ и въ
церкові> готовъ, варваровъ, индійцевъ, мавровъ, и какую только
страну освѣщаетъ соляце. Христосъ произнесъ одно слово, и это
слово ііс умолкаетъ, яо громкимъ голосомъ возвѣщаетъ ея вѣру,
взывая: о, жено, велгя еѣра твоя: буди тебѣ якоже хощеши. Не ска-

залъ: пусть исцѣлится дочь твоя, но: якоже хощеши. Ты псцѣли
•ее; ты будь врачемъ; тебѣ ввѣряю врачество; поди, приложи его,
оуди тсбѣ якоже хощеши. Ноля твоя нусть исцѣлитъ ее. Такъ хананеяяка исцѣлила (дочь) волею своею, и Сынъ ли Вожій не
исцѣляетъ Самъ Собою? Буди тебѣ якоже хощеши. Жена не поволѣвала и не запрещала бѣсу, но только захотѣла, и хотѣніе
жены исцѣлило больную и изгнало бѣсовъ. Гдѣ тѣ, которыѳ дѳрзаютъ говоріггь, что Сынъ совѳршалъ чудѳса молитвою? Буди
тебѣ якоже хощеши. Посмотри и на величіе словъ Его, въ нихъ
Онъ иодраясаетъ Отцу Своему. Когда Боіч> творилъ нѳбо, то сказалъ: да будетъ небо, да будетъ солнце, и бысть солнцѳ; да будетъ
земля, и бысть земля; повелѣніемъ Опъ произвѳлъ бытіѳ (Быт.
гл. I ) . Такъ и Христосъ говоритъ: буди тебѣ якоже хощеши. Сродство выраженій доказиваетъ общность природы ихъ. И исцѣлѣ
дщи ея. Когда? Отъ того наса (Матѳ. х\\ 28); нѳ въ то время,
когда мать ея пришла домоП, по еіце нрежде, нежели пришла.
Ояа пришла пайти ое бѣснугощенюя, и пашла здоровою, исцѣленною ся жсланіемъ. Вудемъ же за все это благодарить Бога:
Ему подобаетъ слава во вѣки вѣковъ. Аминь.