Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БВСѢДА Ο ЖВНѢ ХдІШІЕЙСКОЙ.

471

болѣзнь, прошла проказа, и прокаженный сталъ чистымъ. Затѣмъ Онъ говоритъ: шедъ покажися іереови, и принеси даръ егоже повелѣ Моѵсей, во свидѣтельство ШІЪ. Кому? Іудеямъ, чтобы
они нѳ говорили, что Я нарушилъ законъ. Я исцѣлилъ, и говорю:
принеси законный даръ, чтобы въ тотъ день прокажевный обвинилъ ихъ, сказавъ: Онъ повелѣлъ мнѣ принести даръ по закону.
И какъ многое Христосъ совершалъ ради іудеѳвъ, чтобы сдѣлать
нхъ во всемъ бѳзотвѣтншси, такъ Онъ поступилъ и здѣсь. Помилуй мя: дщи моя злѣ бѣснуется. Онъ же не отвѣща ей словесе, и приступлше ученицы Его, моляху Его глаголюще: отпусти ю, яко вопіетъ въ слѣдъ насъ. Что жѳ Онъ? Нѣсмь посланъ, говоритъ Онъ,
токмо къ двцамъ погибшымъ дому Йсраилева. Чтобы нѳ сказали
іудѳи: Ты оставилъ насъ, и пошѳлъ къ чужимъ, и потому мы не
вѣруемъ Тебѣ,—Онъ говоритъ: вотъ, приходятъ и изъ язычниковъ, и Я нѳ принимаю ихъ; васъ, убѣгающихъ отъ Меня,
призываю: пріидгте ко Мнѣ вси труждающгися (Матѳ. хі, 28), и вы
нѳ идете; а эту отгояяю, и однако оиа остается. Людіе, ихже не
тьдѣхъу сказалъ Господь, работаша Ми въ слухъ уха послушаша
Мя (Псал. хѵи, 45); и въ другомъ мѣстѣ: явленъ 6ы.съ не ищущымъ
Мене, обрѣтохся не вопрошающымъ ο Мпѣ (Исаін L X V , 1). (hnnycmu
ю, яко вопгетъ въ слѣдъ наеъ. Посмотримъ же, что отвѣчаетъ Христосъ. Нѣсмь посланъ, токмо къ овцамъ погибшымъ дому Нсраилева.
Нѳ были ли это слова отказа? Олъ какъ бы такъ говоритъ: отойди;
нѣтъ ничѳго общаго между тобою и Мною; пе для тебя иришелъ
Я , но пришелъ для іудеевъ. Нѣемь посланъ, токмо ко оецамъ погиашымъ дому Исраилева. Услышавъ это, она сказала: ей Гоеподи,
помози мщ и поклонилась Ему, говоря это. Онъ же сначалн не
отвѣчалъ ей, а потомъ, посмотри, каковъ былъ отвѣтъ: нѣсть
добро отъяти хлѣба чадомъ и поврещи псомъ (Матн. хѵ, 25, 26). 0,
попечительность врача! Нъ самомъ отказѣ Овъ обращаетъ ее къ
Сѳбѣ. Нѣеть добро отъятихлѣбачадомъ. Укакихъчадъ? Уіудеевъ.
// поврещи псомъ, т. е. вамъ.
10. Поистинѣ Господь сказалъ это для посрамлспія іудеевъ,—
иотому что они, пазываѳмые чадами, сдѣлались псами. Поэтому и
Павѳлъ говоритъ: блюдитеея отъ псовъ, блюдитеся отъ злыхъ дѣлателей, блюдитеся отъ сѣненія: мы бо еемы обрѣланіе (Фил. ш, 2,
3). Α язычники назывались псами и сдѣлались чадами. Чадца
моя имиже паки болѣзную, дондеже вообразитея Христосъ въ васъ
(Гал. іѵ, 19). Эта похвала ѳсть обвиненіѳ для іудеевъ. Нѣсть добро
отъяти хлѣба чадомъ и поврещи псомъ. Что же жена? Ей, Господи*
0, твѳрдость жены; о, ревность души! Врачъ говоритъ: нѣтъ; а
она говоритъ: да. Госиодь говоритъ: нѣтъ; а она говоріггъ: да,—
ие обвиняя и нѳ укоряя Его, но ожидая сііасенія. Нѣѵть добро
9

у

у