Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА О ЖЕНѢ ХАНАНЕЙСКОЙ. -173 молитвъ, подражай хапанеянкѣ; хотя ты—мужъ, однако подражай
женѣ, иноплеменницѣ, слабой, отверженной и презираемой. Ты
не имѣешь бѣсноватой дочери? Но ты имѣешь грѣшную душу-
Что сказала хананеянка? Помилуй мя: дщи моя злѣ бѣснуется.
Такъ и ты скажи: помилуй мя: душа моя злѣ бѣснуется. Грѣхъ
есть великій бѣсъ. Бѣсноватый возбуждаетъ состраданіе, а грѣш¬
никъ-ненависть; тотъ заслуживаетъ прощеніе, а этотъ не имѣетъ
оправданія. Помилуй мя: краткое слово, но оно нашло море чело¬
вѣколюбія,—потому что гдѣ милость, тамъ всѣ блага. Даже когда ты будешь внѣ церкви, взывай и говори: поми¬
луй мя; говори, хотя не двигая устъ, но взывая умомъ; Богъ слы¬
шитъ и тѣхъ, которые молчать. Для этого требуется не мѣсто, а
прежде всего настроеніе. Іеремія былъ въ грязной ямѣ, и при¬
влекъ къ себѣ Бога; Даніилъ былъ во рвѣ львиномъ, и благо-
расположилъ къ себѣ Бога; три отрока были въ пещи, и воспѣ¬
вая умилостивили Бога; разбойникъ былъ пригвожденъ ко кресту,
и крестъ не воспрепятствовалъ ему, но отверзъ рай; Іовъ сидѣлъ
на гноищѣ, и пользовался милостію Божіею; Іона былъ во чревѣ
кита, и Богъ внималъ ему. Будешь ли ты въ умывальницѣ, мо¬
лись; будешь ли въ дорогѣ, или на постели, и гдѣ бы ты ші
былъ, молись. Ты—храмъ Божій: не ищи же мѣста; нужно только
душевное расположеніе. Хотя бы ты стоялъ предъ судіею, мо¬
лись; когда гнѣвается судія, молись. Нѣкогда впереди было море,
позади египтяне, а по срединѣ Моѵсей; великое было затрудненіе
для молитвы, но велика была и шпрота молитвы. Сзади гнались
египтяне, впереди было море, а по срединѣ нужно было молиться.
Моисей ничего не произносилъ, а Богъ говоритъ ему: что во-
піеши ко Мнѣ (Исх. хгѵ, 15)? Уста его не говорили, но умъ взы¬
валъ. Такъ и ты, возлюбленный, когда стоишь предъ судіею
гнѣвнымъ, безпощаднымъ, угрожающимъ величайшими наказа¬
ніями, иди предъ другими палачами, дѣлающими то же самое, то
молись Богу; и въ то время, когда ты будешь молиться, волны
утихнутъ. Судія противъ тебя? Ты прибѣгай къ Богу. Началь¬
никъ нападаетъ на тебя? Ты призывай Господа. Развѣ Онъ — че- 459
ловѣкъ, чтобы тебѣ искать Его въ какомъ-нибудь мѣстѣ? Богъ
всегда близъ есть. Если ты хочешь просить человѣка, то сначала
спрашиваешь, что онъ дѣлаетъ, не спитъ ли, не занятъ ли: и
слуга не отвѣчаетъ тебѣ. А у Бога нѣть ничего такого: куда бы
ты нн ушелъ и сталъ призывать Его, Онъ слышитъ; ни занятія,
ни посредникъ, ни слуга не отдѣляютъ Его отъ тебя. Скажи.
помилуй мя, и Богъ мгновенно дѣлается присущимъ. Еще глаго-
лющу ти, говорить пророкъ, речетъ: се пріидохъ (ІІсаіп ьлтіі, 9). О, слово, исполненное благости! Онъ не ожидаетъ окончанія мо-.