Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
469

БВСѢДА 0 ЖВИѢ ХАНІВЕЙСКОЙ.

извращеніе законовъ природы, покловеніе лдоламъ, боготвореніе
дѳревьевъ, оскорблявшеѳ Бога, прішошепіе въ жертву дѣтей, униженіе отцовъ, безчестіѳ матерей,— все извращено, все искажено;
они жили бѣсовскою жизнію. Поэтому іудеи не имѣли съ ниші
никакихъ сношеній, ни договоровъ, ни торговли; законъ, подъ
угрозою тяжкихъ наказаній, запрещалъ браки съ ніши, договоры,
сватовство; іудеи ничего общаго не имѣли съ нями. Итакъ закономъ было запрещено имѣть сношѳніѳ съ ханапеяші, давать имъ
золото, или чтонибудь другое, чтобы дружеское отношеніѳ не послужило поводомъ къ нѳчѳстію. Законъ окружалъ іудеевъ, подобно оградѣ: виноградъ, сказалъ Господь, наеадихъ и огражденгемъ
оградихъ (Исаіи ѵ, 2), т. е. закономъ, который состоитъ не изъ вѣтвѳй, а изъ заповѣдей, который ограждалъ ихъ и отдѣлялъ. Такимъ образомъ хананеи были люди отверяеѳнные, презрѣнные,
нѳчѳстивыѳ, развратные, прѳступныѳ, нечистые; поэтому іудеп,
исполняя законъ свой, нѳ хотѣлп даже слушать ихъ. Α такъ какъ
эта жешцина была изъ хананеевъ, се, говоритъ Ёвангелистъ,
жена хапанейска отъ предѣлъ тѣхъ иэшедши (Мате. хѵ, 22), такъ

какъ эта ясешцина была изъ хававеевъ, и приступилако Христу,—то
Онъ (и поступилъ съ нѳю такъ, чтобы ішѣть право) сказать: кто
отъ еаеъ обличаетъ Мя ο грѣсѣ (Іоан. ѵш, 46)? Нарушалъ ли

Я

законъ? Сдѣлавшись человѣкомъ, Онъ исполнялъ и человѣческія
дѣла.
8. Слушайте же со вниманіемъ слова мои. Эта жешцина была
ханадѳянка, изъ тѣхъ предѣловъ, гдѣ господствовали развратъ,
ненстовство, нечѳстіе, власть діавола, бѣсовскія пиршества, гдѣ
попирали природу и униясались до бѳзсмыслія безсловесныхъ, до
нѳистовства бѣсовъ; а законъ предпнсывалъ: не имѣй ничего общаго съ хананеями, не давай и не пришшай отъ нихъ, не бери
жѳны, не принішай сына, не заключай ни договоровъ, ни условій,
ограждая іудеевъ какъбы оградою. И такъ какъ самъ Христосъ,
пришѳдши на землю и облекшись въ оруясіе человѣческоѳ, былъ
въ свое врѳмя обрѣзанъ, приносилъ жертвы и прішошеяія и все
прочее, хотя Онъ имѣлъ прѳкратить законъ, — то, дабы нѳ сказали,
что Онъ потому унпчтояшлъ законъ, что нѳ имѣлъ силъ исполнить его, поэтому Онъ оперва исполняетъ его, а потомъ уже прѳкращаетъ; дабы ты не подуналъ, что Онъ безсиленъ, для ѳтого
Онъ исполнялъ все по обычаю, и потому говорилъ: кто отг васъ
обличаетъ Мя ο грѣеѣ. Такъ какъ, говорю, по закону не доляшо
было имѣть никакого общенія съ хананеями, то, дабы іудеи нѳ
стали обвинять Бго и говорить: мы не вѣримъ Тебѣ потому, что
Ты бѳззаконникъ, Ты нарушаешь законъ, пошелъ въ страну хананейскую, сообщаешься съ хананѳями, тогда какъ законъ запрѳН8ДАШЖ ОПВ. Д7ХОВНОІІ АКАДЖМТМ.

81*