Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
467

ВВСѢДА 0 ЖЕНѢ ХЛПЛПЕЙСКОЙ.

Другой Евангѳлистъ говоритъ: предь нами (Марк. ѵп, 25). Слова
противоположныя, но неложныя, — потому что она дѣлала то и другое.Сперва онакричала сзади;когда жеОнъ не отвѣчалъ, то она
подошла спереди, какъ песъ, лижущій ноги господина своего.
Отпусти ю: она составила зрѣлище, собрала народъ. Они тгЬли
въ виду чѳловѣческую скорбь, а Господь — человѣколюбіе и спасеніе жены. Отпусти ю, яко вопгетъ въ слѣдъ насъ. Что же Христосъ?
Нѣсмь посланъ, говоритъ Онъ, токмо ко овцамъ погибшымъ дому

Иераилееа (Матѳ. χ\·, 24). Отвѣтомъ Своимъ Онъ еще болѣе растравилъ рану. Онъ былъ врачъ, разсѣиающій не для того, чтобы
раздѣлить, а чтобы соединить.
6. Здѣсь слушайтѳ мѳня со вшіманіемъ и обратите ко мнѣ
умъ вашъ, потому что я хочу изслѣдовать глубокій предметъ.
Нѣемь поеланъ, токмо коовцамъ погибшымъ дому Исраилева. Неужели

это всѳ? Неужели Ты сдѣлался человѣкомъ, принялъ плоть, соверпгалъ такія дѣла домостроительства для того, чтобы спасти одинъ
зтотъ уголъ (земли), и притомъ погибающШ? Α вся вселенная,—
скиѳы, ѳракіянѳ, индійцы, мавры, киликШцы, каппадокійцы, спріяно, финикіяне и вся земля, которую освѣщаетъ солнце, развѣ
лшпатся этого? Развѣ Ты пришелъ для оддихъ іудеевъ, а язычниковъ оставляѳшь въ пренебреженіи? Развѣ Ты не взираѳшь на
смрадъ, не смотришь на дымъ, но обращаешь внимавія на оскорбленіе Отца Твоего, на поклоненіе идоламъ, на почитаніе бѣсовъ?
Между тѣмъ пророки не такъ говорили; а что, наприм., говоритъ
Твой праотецъ по плотя? ІІроси отъ меие и дамъ ти языки достояніе твое, и одержаніе твое концы земли (Пс. н, 9). I I Исаія, видѣвшій херувимовъ: и будетъ корень Іессеовъ, и возстаяй владѣти языки.
на того языцы уповати будутъ (Исаіи хі, 10). И Іаковъ: пе оску&ѣетъ
кпязь отъ Іуди и вождь отъ чреслъ его, дондеже пріидутъ отложеиая
ему, и той чаяпіе языковъ (Быт. хых, 10). I I Малахія: заневъ васъ

затворятся двери мѣдныя и не измѣнится предположенное: зане
отъ востокъ солпца и до западъ гшя Мое проелавися во языціъосъ, и
па веякомъ мѣстѣ ѳиміамъ приноситея имени Моему, и жертва
чиста (Мал. і, 10, 11). И еще Давидъ: веиязыцы восплещите рукамщ
воекликнгте Богу гласомъ радованія: яко Господь вытній, страшепъ,
Царъ еелій по всей земли. Взыде Богъ еъ воскликновеніи, Го&іоди ео
глаеѣ трубнѣ (Псал. хѵѵі, 1 — 6). I I еще другой: возвееелитеся языци
еъ людьми его (Втор. Х Х Х І І , 43). I I Ты самъ, пришедши, не призвалъ

ли тотчасъ волхвовъ, эту твердыню язычниковъ, силу діавола,
могущѳство бѣсовъ, и по снисхождѳнію не сдѣлалъ ли ихъ провозвѣстниками? Ты призываѳшъ волхвовъ; пророки говорятъ ο язычникахъ; и по воскресѳніи изъ мертвыхъ Ты говоришь учѳникамъ:
шедше научите ѳся язики, креетягце ихъ во имя Отца и Сына и
ТВОРЖВІЯ ОВ. ТОА1ГЯА 8ЛАТОУСТАГО.

81