Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА О ЖВІІѢ ХАНАВЕЯСКОЙ. 469 извращеніе законовъ природы, поклоненіе идоламъ, боготвореніе
деревьевъ, оскорблявшее Бога, приношеніе въ жертву дѣтей, уни¬
женіе отцовъ, безчестіе матерей, — все извращено, все искажено;
они жили бѣсовскою жизнію. Поэтому іудеи не имѣли съ ними
никакихъ сношеній, ни договоровъ, ни торговли; законъ, подъ
угрозою тяжкихъ наказаній, запрещалъ браки съ ними, договоры,
сватовство; іудеи ничего общаго не имѣли съ ними. Итакъ зако¬
номъ было запрещено имѣть сношеніе съ ханапеями, давать имъ
золото, или что-нибудь другое, чтобы дружеское отношеніе не по¬
служило поводомъ къ нечестію. Законъ окружалъ іудеевъ, по¬
добно оградѣ: виноградъ, сказалъ Господь, наеадихъ и огражденіемъ
оградихъ (Исаіи ѵ, 2), т. ѳ. закономъ, который состоитъ не изъ вѣт¬
вей, а изъ заповѣдей, который ограждалъ ихъ и отдѣлялъ. Та¬
кимъ образомъ хананеи были люди отверженные, презрѣнные,
нечестивые, развратные, преступные, нечистые; поэтому іудеи,
исполняя законъ свой, не хотѣли даже слушать ихъ. А такъ какъ
эта женщина была изъ хананеевъ, ее, говоритъ Евангелистъ,
жена хананейска отъ предѣлъ тѣхъ изшедши (Матѳ, хѵ, 22), такъ
какъ эта женщина была изъ хананеевъ, и приступила ко Христу,—то
Онъ (и поступилъ съ нею такъ, чтобы имѣть право) сказать: кто
отъ васъ обличаетъ Мя о грѣеѣ (Іоан, ѵш, 46)? Нарушалъ ли Я
законъ? Сдѣлавшись человѣкомъ, Онъ исполнялъ и человѣческія
дѣла. 8. Слушайте же со вниманіемъ слова мои. Эта женщина была
хананѳянка, изъ тѣхъ предѣловъ, гдѣ господствовали развратъ,
неистовство, нечестіе, власть діавола, бѣсовскія пиршества, гдѣ
попирали природу и унижались до безсмыслія безсловесныхъ, до
неистовства бѣсовъ; а законъ предписывалъ: не имѣй ничего об¬
щаго съ хананеями, не давай н не принимай отъ нихъ, не бери
жены, не принимай сына, не заключай ни договоровъ, ни условій,
ограждая іудеевъ какъ бы оградою. И такъ какъ самъ Христосъ,
пришедши на землю и облекшись въ оружіе человѣческое, былъ
въ свое время обрѣзанъ, приносилъ жертвы и приношенія и все
прочее, хотя Онъ имѣлъ прекратить законъ,—то, дабы не сказали,
что Онъ потому уничтожилъ законъ,' что не имѣлъ силъ испол¬
нить его, поэтому Онъ сперва исполняетъ его, а потомъ уже пре¬
кращаетъ; дабы ты не подумалъ, что Онъ безсиленъ, для этого
Онъ исполнялъ все по обычаю, и потому говорилъ: кто отъ васъ
обличаетъ Мя о грѣеѣ. Такъ какъ, говорю, по закону не должно
было имѣть никакого общенія съ хананеями, то, дабы іудеи не
стали обвинять Его и говорить: мы не вѣримъ Тебѣ потому, что
Ты беззаконникъ, Ты нарушаешь законъ, пошелъ въ страну ха-
нанейскую, сообщаешься съ хананеями, тогда какъ законъ запре- 81* ОТДАНІИ СНВ- ДУХОВНОЙ АКАДЕМІИ.