Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
468 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА зллтогстлго. Святаго Духа (Матѳ, ххѵпі, 19). Когда же пришла эта несчастная,
бѣдная, просящая о дочери, умоляющая облегчить ея несчастіе,
тогда Ты говоришь: нѣсмь посланъ, токмо ко овцамъ погибшимъ дому
Исраилева? Когда пришелъ сотникъ, Ты говоришь: Азъ пришедъ
исцѣлю его (Матѳ, ѵш, 7);когда говорилъ разбойннкъ,Ты отвѣчаешь:
днесь со Мною будеши въ рай (Лук. ххш, 43); когда принесенъ раз¬
слабленный, Ты говоришь: востани, возми одігь твой и иди (Матѳ,
іх, 6); когда умеръ Лазарь, Ты говоришь: Лазаре, гряди вонъ (Іоан,
хі, 43), и четверодневный вышелъ. Прокаженныхъ Ты очищаешь,
мертвыхъ воскрешаешь, разслабленнаго укрѣпляешь, слѣпыхъ
исцѣляешь, разбойниковъ спасаешь, блудницу дѣлаешь цѣломуд¬
реннѣе дѣвы, а этой не отвѣчаешь ничего? Что за новое, что за
необычайное, что за странное дѣло? 7. Внимательно слушайте, чтобы узнать твердость этой жены,
и мудрость и попечительность Господа, чтобы видѣть, какъ мед-
леніе приноситъ пользу, чтобы видѣть, какъ отказъ доставляетъ
богатство, чтобы и тебѣ, если ты будешь молиться и не полу¬
чать, никогда не оставлять молитвы. Слушай же съ напряжен¬
нымъ вниманіемъ. Когда іудеи были избавлены отъ владычества
египтянъ и, избѣгши рукъ фараона, прошли пустыню и намѣре¬
вались вступить въ землю хананеевъ, идолопоклонниковъ и нече¬
стивцевъ, которые покланялись камнямъ, почитали деревья и об¬
наруживали въ жизни великое нечестіе, то Богъ далъ имъ слѣ¬
дующій законъ: ниже сватовства сотвориши съ ними: дщери своея
не даеи сыну его, и дщере его да не поймеши сыну твоему (Втор,
ѵп, 3); не давай имъ золота, не сообщайся съ ними въ трапезѣ,
не живи вмѣстѣ и не дѣлай ничего подобнаго, потому что нече¬
стивы эти народы, къ которымъ Я ввожу тебя, чтобы ты овладѣлъ
ими. Такимъ образомъ почти самъ законъ предписывалъ іудеямъ:
не покупай, не продавай, не заключай браковъ и договоровъ, а
будь хотя и близокъ къ нимъ по мѣсту жительства, но далекъ
но образу жизни. У тебя не должно быть ничего общаго съ ними:
ші договоровъ, ни продажи, ни купли, ни сватовства, ни заму¬
жества, чтобы необходимость родственныхъ отношеній не вовлекла
тебя въ нечестіе, чтобы, давая и получая, ты не сдѣлался другомъ
ихъ; но будь всегда врагомъ ихъ. У тебя не должно быть ника-
455 кого общенія съ хананеями: не принимай отъ нихъ ни золота ,ни
серебра, ни одежды, ни дочери, ни сына, и ничего другого по¬
добнаго, но живи самъ по себѣ; у тебя есть языкъ, который от¬
личаетъ тебя отъ нихъ, и этотъ законъ Я далъ тебѣ, почему за¬
конъ и называется огражденіемъ. Какъ виноградъ окружается
оградою, такъ іудеи—закономъ, чтобы они, преступивъ его, не
смѣшались съ хананеями. А у тѣхъ были незаконныя смѣшенія,