Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
466 ТВ0РВИ1Я СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. боли; отсутствіе сознанія, или—лучше—безчувствіе служитъ дли нея
завѣсою несчастія. Помилуй меня, свидѣтельницу ежедневныхъ
страданій; у меня въ домѣ зрѣлище несчастія. Куда мнѣ уйти?
Въ пустыню? Но я не смѣю оставить ее одну. Дома ли остаться?
Но 8дѣсь я нахожу внутренняго врага, волны въ пристани, зрѣ¬
лище несчастія. Какъ мнѣ назвать ее? Мертвою? Но она движется.
Живою? Но она не сознаетъ, что дѣлаетъ. Не могу найти слова
для выраженія этой болѣзни. Помилуй мя. Если бы умерла-дочь
моя, то я не такъ страдала бы; я предала бы тѣло ея въ нѣдра
земли, и съ теченіемъ времени забыла бы о несчастій, и рана
зажила бы; теперь же у меня постоянно предъ главами трупъ,
растравляющій мои раны, усиливающій мои страданія. Каково
мнѣ смотрѣть на ея извращающіеся глаза, изгибающіяся руки,
распущенные волосы, истекающую пѣну, на этого палача, который
находится внутри и не обнаруживаете^, на мучителя, который
невидимъ, а удары его видимы? Я поставлена зрительницею
бѣдствій другихъ, поставлена необходимостію природы. Помилуй
мя. Ужасна эта буря,—страданіе и вмѣстѣ страхъ; страданіе
природы и страхъ отъ бѣса; я не могу ни подойти, ни коснуться
ея. Состраданіе побуждаетъ меня, а страхъ отгоняетъ меня.
Помилуй мя. 5. Представь любомудріе жены. Она не пошла къ волхвамъ, не
призвала колдуновъ, не дѣлала привязокъ, не стала нанимать во-
4бз рожей—женщинъ, которыя вызываютъ бѣсовъ и усиливаютъ рану;
но, оставивъ дѣла діавола, обратилась къ Спасителю дупгь нашихъ.
Помилуй мя, дщи моя злѣ бѣснуется. Вы понимаете это страданіе,
— [тѣ изъ васъ], которые стали отцами, помогите моему слову и
вы, которыя стали матерями; я не могу выразить словами бѣдствія,
которое терпѣла эта женщина. Помилуй мя, дщи моя злѣ бѣснуется.
Видишь ли любомудріе жены? Видишь ли ея твердость, мужество,
терпѣніе? Онъ же не отвѣща ей словесе (Матѳ, хѵ, 23). Странныя
дѣла! Она проситъ, умоляетъ, оплакиваетъ свое несчастіе, усили¬
ваетъ свое сѣтованіе, высказываетъ страданіе,—и Человѣколюбецъ
не отвѣчаетъ, Слово молчитъ, Источникъ не отверзается, Врачъ не
подаетъ врачества. Что это за необыкновенное, что за странное
дѣло? Къ другимъ Ты самъ приходишь, а эту, пришедшую къ
Тебѣ, отгоняешь? Но посмотри на мудрость Врача: Онъ же не отвѣща
ей словесе. Почему? Потому, что обращалъ вниманіе не на слова,
по зналъ тайныя помышленія. Онъ же не отвѣща ей словесе. Что же
ученики? Такъ какъ жена не получала отвѣта, то они подошли къ
Нему и сказали: отпусти », яко вопіетъ въ слѣдъ насъ. Но ты слы¬
шишь внѣшній голосъ, а Я—внутренній; великъ вопль устъ ея,
но больше вопль души. Отпусти », яко вопіетъ въ слѣдъ пасъ.