Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСЪДА ПО В08ВРАЩЕНІИ ИЗЪ ПВРВОЙ ссылки.

4Γ.1

тѣлу, кормчаго кораблю, пастыря паствѣ, жениха брачному чертогу".
5. Прелюбодѣи посрамдены. Буду ди я жить, или умру, я
за всѳ спокоенъ. Вы видите послѣдетвія искушѳяія. Что мнѣ дѣлать, чтобы воздать вамъ воздаяніѳ, достойное вашей любвн? Достойяое—не могу, но какое могу, воздаю. Я люблю васъ такъ, что
готовъ пролить кровь свою для вашего спасенія. Ншсто не имѣвтъ
такихъ дѣтей, яикто—такого стада, никто—такой цвѣтущѳй нивы.
Мнѣ не яужно воэдѣлывать зѳмдю^ я сплю, и кодосья цвѣтутъ.
Мнѣ нѳ нужно трудиться; я отдыхаю, и овцы побѣждаютъ волковъ. Кѣмъ я наэову васъ? Овцами или пастырями, или кормчими, или воинаіш, или военачальниками? Всѣ эти названія
справедливо могу вриписать вамъ. Видя благочиніе, называю
васъ овцами; видя заботливость, нааываю пастырями; видя мудрость, называю кормчіши; видя мужѳство и твѳрдость, называю всѣхъ васъ воинами и военачальвикани. 0, трудъ! 0,
заботливость народа! Вы прогнали волковъ, и не пѳрестаѳте
заботиться. Пловцы, бывшіѳ оъ вами, обратилясь противъ васъ
и начади войну противъ корабля. Вы взываете: прочь этотъ
клиръ, другой кдиръ для церквя! Для чего такъ ваывать?
Они удалились, они прогнаны, беаъ всякаго преслѣдованія они
обратились въ бѣгство. Не человѣкъ осуждаетъ ихъ, а совѣсть.
Аще бы врагъ поносилъ мщ претерпѣлъ быхъ убо (Пс. ыѵ, 13). Нѳ
противъ насъ возстали бывшіе съ нами; тѣ, которыѳ вмѣстѣ съ
нами управляли коряблемъ, захотѣли потошггь корабль. Тѣмъ болѣе
удивляюсь я вашему благораэумію. Говорю это нѳ съ тѣмъ, чтобы
побудить васъ къ возмущѳнію. Возмущѳніе — ихъ дѣло, а ваше
дѣдо—рѳвность. Вы не требовали умѳртвить ихь, но — воспрепятствовать имъ въ этоігь и ради васъ и радн Цоркви, чтобы она
опять не подвѳрглась потопленію. Вашо мужество не попустило
быть бурѣ, но ихъ намѣреніе произвѳло волневія. Α я сужу не
по концу дѣла, а по ихъ намѣренію. Ты—человѣкъ, предстоящій
првдъ жѳртвенникомъ, прннявшій на себя попѳчѳніѳ ο такомъ
множествѣ народа, обязавный устранять прискорбное, тн усилилъ 447
бурю, направилъ мечъ противъ себя самого, погубилъ овоихъ
дѣтей намѣреніемъ, если не самымъ дѣломъ. Но Богь воспрепятствовалъ втому. И теперь я удивляюсь вамъ и хвалю васъ,
что послѣ войяы и по водвореніи мира вы заботитѳсь, чтобы миръ
быдь совершѳннымъ. Подлинно, кормчѳму доджно быть въ согласіи съ пловцами; а если они будутъ неоогласны, то потоиетъ
судно. Вы, при понощи бдагодати Божіей, возстановили миръ;
васъ я сдѣлаю и участникдии въ безопасности. Ничего пе стану
дѣлать безъ васъ, равно какъ и безъ боголюбивѣйшей царицы,