Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БВСѢДЛ О ЖВНѢ ХЛНАНКЙОКОЙ. 463 не вредитъ, но содѣловаетъ терпѣніе (Рим. ѵ, 8). Какъ огонь не
портить золота, такъ и скорбь не вредитъ доблести. Что дѣлаетъ
огонь съ золотомъ? Очищаетъ его. Что производить скорбь въ
переносящемъ ее? Терпѣніе. Она возвышаетъ его, прогоняетъ лѣ¬
ность, сосредоточиваетъ душу, дѣлаетъ умъ осмотрительнѣе. Вра¬
ги воздвигли гоненіе для того, чтобы разогнать овецъ, а вышло
противное: оно привело пастыря. ■ Въ какомъ положеніи наши дѣла? Въ благополучномъ. Въ
какомъ ихъ дѣла? Въ безславномъ. Гдѣ ихъ дѣла? Ихъ и не 4бо
видно. По торжищу хожу—и никого не вижу. Были листья, но по¬
дулъ вѣтеръ, и они опали; была мякина, и развѣялась, а зрѣ¬
лый плодъ открылся; было олово, и растаяло, а золото осталось
чистымъ. Кто гонитъ ихъ? Никто; но совѣсть—ихъ врагъ, сопро¬
вождающій грѣхи. Они знали, что дѣлали. Такъ и Каинъ хотѣлъ
убить брата своего; когда онъ хотѣлъ убить, то дѣйствовала страсть,
а когда совершилъ преступленіе, то етеня и трясыйся сталъ ходить
по всей вселенной (Быт. гѵ, 14). И они, если не убили на дѣлѣ, то
убили намѣреніемъ. Убійство совершено, насколько зависѣло
отъ злобы ихъ; но жизнь сохранена по милости Божіей. Говорю
это для возбужденія вашей ревности, чтобы вы никогда не боялись
испытаній. Ты — камень? Не бойся же волнъ,—такъ какъ на семъ
камени, сказалъ Господъ, созижду церковь Мою, и врата адова не
одолѣютъ сй (Матѳ, хѵі, 18). Бываютъ.войны иногда внѣ, иногда
внутри; но ничто не потопитъ этого корабля. 2. Впрочемъ, чтобы не истратить всего времени на осужде-
деніѳ враговъ, предоставимъ ихъ угрызенію совѣсти; пусть этотъ
палачъ терзаетъ ихъ душу и умъ съ нечестивыми пожеланіями,
пусть они бѣгаютъ, когда никто не гонитъ, пусть подвергаются
стыду, когда никто не враждуетъ противъ нихъ; а сами мы пред¬
ложимъ обычную трапезу. Несправедливо тратить время на обли¬
ченіе враговъ и оставлять дѣтей изнуряться голодомъ. Итакъ,
вчера предлагалъ намъ трапезу Павелъ, сегодня Матѳей; вчера
дѣлатель палатокъ, сегодня мытарь; вчера хулитель, сегодня по¬
хититель; вчера гонитель, сегодня корыстолюбецъ. По хулитель
не остался хулителемъ, а сдѣлался апостоломъ, и похититель не
остался похитителемъ, а сдѣлался евангелистомъ. Я упоминаю
о прежнихъ порокахъ ихъ и о послѣдующихъ добродѣтеляхъ для
того, чтобы ты зналъ, какова польза покаянія, чтобы тебѣ никогда
не отчаиваться въ своемъ спасеніи. Учители наши прежде
извѣстны были по грѣхамъ, а впослѣдствіи прославились пра- ,
водностію; мытарь и богохульникъ—крайнія степени нечестія. Въ санамъ дѣлѣ, что такое званіе мытаря? Узаконенное хищни¬
чество, дерзновенное насиліе, несправедливость, защищающаяся