Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
458

ТВОРЕШЯ СВ. ІОАННА ВЛАТОУСТАГО.

2. Онъ сдѣлалъ все, чтобы открылось ваше нужѳство; сдѣладъ всѳ, чтобы узнать, что здѣсь—паства, пасомая Христомъ.
Пастырь былъ вдали, а стадо прѳбывало вмѣстЬ, и исподнялось
апостольскоѳ изрѳчовіѳ: не въ пришеетвіи моемъ точію, но и во
отгиествіи моемъ, со страхомъ и трепетомъ сеое спаееніе еодѣвайт
(Фил. п, 12). Такъ угрожали боящіѳся вашего мужества, усердія,
любви и привязанноста ко мнѣ: „мы ничѳго но смѣѳмъ,— говорили они,— сдѣлать въ городѣ; дайтѳ нанъ его внѣ города*. Возьмитѳ жѳ мѳня впѣ города, чтобы вамъ познать расположенность
Церкви, познать доблесть дѣтей моихъ, силу воиновъ, крѣпость
ратоборцѳвъ, блѳскъ діадѳмъ, обиліе богатства, величіе любви,
твѳрдость терпѣнія, цвѣтъ свободы, славу побѣды, поворъ вашѳго
поражѳнія. 0, нѳобычайныя и дивныя дѣла! Пастырь внѣ, а стадо
ликуетъ; вовначальникъ вдали, а воины ратуютъ. И не только
Цѳрковь внѣщала воиновъ, но и вѳсь городъ сталъ Церковію;
освятились улицы, площади, воздухъ; еретики обращадись, іудеи
становились лучшими, іѳреи домогадись осуждѳнія, а іудѳи, славословя Бога, прибѣгали къ намъ. Такъ было и при Христѣ:
Каіафа распялъ Его, а разбойншсъ исповѣдалъ. 0, нѳобычайныя и дивныя дѣла! Священники убиди Его, а волхвы поклонидись Ему. Но да нѳ смущаегь вто Церкви; если бы этого не
было, то не открылось бы наше богатство; хотя оно и сущѳствовало, но не открылось бы. Какъ Іовъ всегда былъ праведнымъ,
но не возвѳличился бы въ такой стѳпѳни, если бы не быдо ранъ
и чѳрвѳй, такъ не обнаружилось бы и наше богатство, если бы
не было козней. Богъ, какъ бы оправдываясь продъ Іовомъ, говорилъ: мниши ли Мя инако тебѣ ытворша, разеѣ да яеитиея праедивъ (Іов. хь, 3)? Они строили ковы, воевали—и побѣждѳны. Какъ
воевали? Палицами. Какъ поражены? Молитвами. Лще тя кто,
говорится, ударитъ въ десную твою лангту, обратц ему и другую
(Матѳ.
39). Α ты вносшпь въ Цѳрковь падицы и вѳдашь войну.
Гдѣ [возглашаѳтся]: миръ всѣмъ, танъ ты начинаѳшь войну; не
стыдишься, жалкій и носчастный, ни мѣста, ни священнаго сана,
ни величія власти. Крещальня наполнилась кровію; гдѣ даруѳтся
отпущеніѳ грѣховъ, тамъ произвелъ ты продитіѳ крови. Въ какомъ
войскѣ бываетъ подобное? Царь, входя сюда, отлагаетъ щитъ и
діадѳму, а ты вошелъ, схвативъ палшщ; онъ оставляетъ внѣ и
знаки царскаго достоинства, а ты внѳсъ сюда и зааки войны.
Впрочомъ, нѳвѣстѣ моей ты нисколько не повредилъ, и она продолжаетъ являть свою красоту.
3. Поэтому я радуюсь нѳ тодько тому, что вы побѣдили, но
что побѣдили въ моѳмъ отсутствіи. Если бы я былъ вдѣсь, то
мы раздѣлили бы съ вами побѣду; но такъ ісакъ я отсутствовалъ,