Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
458 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТ0УСТАГ0. 2. Онъ сдѣлалъ все, чтобы открылось ваше мужество; сдѣ¬
лалъ все, чтобы узнать, что здѣсь—паства, пасомая Христомъ.
Пастырь былъ вдали, а стадо пребывало вмѣстѣ, и исполнялось
апостольское изреченіе: не въ пришествіи моемъ точію, но и во
отшествіи моемъ, со страхомъ и трепетомъ свое спасеніе содѣвайте
(Фил. п, 12). Такъ угрожали боящіеся вашего мужества, усердія,
любви и привязанности ко мнѣ: „мы ничего не смѣемъ,— гово¬
рили они,— сдѣлать въ городѣ; дайте намъ его внѣ города". Возь¬
мите же меня впѣ города, чтобы вамъ познать расположенность
Церкви, познать доблесть дѣтей моихъ, силу воиновъ, крѣпость
ратоборцевъ, блескъ діадемъ, обиліе богатства, величіе любви,
твердость терпѣнія, цвѣтъ свободы, славу побѣды, поворъ вашего
пораженія. О, необычайныя и дивныя дѣла! Пастырь внѣ, а стадо
ликуетъ; военачальникъ вдали, а воины ратуютъ. И не только 444 Церковь вмѣщала воиновъ, но и весь городъ сталъ Церковію;
освятились улицы, площади, воздухъ; еретики обращались, іудеи
становились лучшими, іереи домогались осужденія, а іудеи, сла¬
вословя Бога, прибѣгали къ намъ. Такъ было и при Христѣ:
Каіафа распялъ Его, а разбойникъ исповѣдалъ. О, необычай¬
ныя и дивныя дѣла! Священники убили Его, а волхвы покло¬
нились Ему. Но да не смущаетъ это Церкви; если бы этого не
было, то не открылось бы наше богатство; хотя, оно и существо¬
вало, но не открылось бы. Какъ Іовъ всегда былъ праведнымъ,
но не возвеличился бы въ такой степени, если бы не было ранъ
и червей, такъ не обнаружилось бы и наше богатство, если бы
не было козней. Богъ, какъ бы оправдываясь предъ Іовомъ, го¬
ворилъ: мниши ли Мя инако тебѣ сотворша, развѣ да явишися прав¬
дивъ (Іов. хь, 3)? Они строили ковы, воевали—и побѣждены. Какъ
воевали? Палицами. Какъ поражены? Молитвами. Аще тя кто,
говорится, ударитъ въ десную твою ланиту, обрати ему и другую
(Матѳ, ѵ, 39). А ты вносишь въ Церковь палицы и ведешь войну.
Гдѣ [возглашается]: миръ всѣмъ, тамъ ты начинаешь войну; не
стыдишься, жалкій и несчастный, ни мѣста, ни священнаго сана,
ни величія' власти. Крещальня наполнилась кровію; гдѣ даруется
отпущеніе грѣховъ, тамъ произвелъ ты пролитіе крови. Въ какомъ
войскѣ бываетъ подобное? Царь, входя сюда, отлагаетъ щитъ и
діадему, а ты вошелъ, схвативъ палицы; онъ оставляетъ внѣ и
знаки царскаго достоинства, а ты внесъ сюда и знаки войны.
Впрочемъ, невѣстѣ моей ты нисколько не повредилъ, и она про¬
должаетъ являть свою красоту. 3. Поэтому я радуюсь не только тому, что вы побѣдили, но
что побѣдили въ моемъ отсутствіи. Если бы я былъ здѣсь, то
мы раздѣлили бы съ вами побѣду; но такъ какъ я отсутствовалъ,