Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
453

чревоугодію другихъ, не приносилъ имъ золота и серебра. Α мнѣ
говорять: ты крестилъ посдѣ принятія пищи и питья. Бсли я
дѣшлъ ѳто, да буду анаеѳма, да нѳ считаюсь въ числѣ ѳпископовъ, да нѳ буду вмѣстѣ съ ангелами, да не буду угодѳнъ Богу.
Впрочѳмъ, хотя бы я и крестилъ, вкусивъ пищи, то не сдѣлалъ
бы ничѳго нѳпристойнаго. Пусть же низложатъ и Павла апостода
за то, что онъ посдѣ вечѳри крестилъ темничнаго стража; пусть
низложатъ и самого Господа за то, что Онъ послѣ вечѳри преподалъ причащѳніѳ ученикамъ. Много вижу я волнъ, и жестокую
бурю, и уготованныя копья, и, какъ кормчій въ великую бурю,
сижу на двухъ кормахъ корабля, т. е. ветхомъ и новомъ завѣтахъ, и веслами отражаю бурю; нѳ дѳревянными вѳслами, а чѳстнымъ крестомъ Господнимъ обращаю бурю въ типшну. Господь
повелѣваетъ, и рабъ увѣнчаваѳтся; для того Онъ самъ и прѳдаетъ его діаводу. Раавѣ нѳизвѣстно людякъ, что чистѣйшій
сосудъ особѳнно блистаетъ близъ нѳчистаго? Братія, три предлагаю вамъ прѳдмѳта: вѣру, терпѣніе, цѣдомудріѳ. Бсли хотлте
пребывать въ вѣрѣ, подражайте блаженвому Аврааму, достигшѳму престарѣлаго возраста и пожавшему зрѣлые пдоды. Если
хотите пребывать въ терпѣніи, подражайте бдажѳнному Іову; вы
знаетѳ его жиань, слышади объ ѳго тѳрпѣніи, не безъизвѣстна
вамъ и ѳго кончина. Если же хотите соблюдать цѣломудріѳ, подражайте блаженному Іосифу, проданному въ Египѳть и избавившему Египегь, изнуряеный голодомъ. Онъ подвергался искуше- 437
нію отъ предюбодѣйцы ѳгиптянки, порабощенной страстію любви,
пристававшей къ нему и говорившѳй: лязи ео мною (Быт. хххіх,
12). Хотѣла лишить его цѣломудрія въ Египтѣ ѳгиптянка; такъ
и здѣсь ѳгшітяшшъ ) . Однако ни та но довела святого до падѳнія, ни этоть здѣсь; но только обнаружилось свободное цѣломудріѳ, благородство дѣтей и развращѳніе варварской жѳшцины.
2. Братія, воръ не приходить туда, гдѣ хворостъ, сѣно и
дрова, но — туда, гдѣ лѳжитъ зотото, или серебро, или ясемчугъ;
такъ и діаволъ не входитъ туда, гдѣ прелюбодѣй, или богохульннкъ, или хищникъ, или корыстолюбѳцъ, но—туда, гдѣ ировождающіе пустынную жизнь. Братія, станемъ ли мы изощрять языкъ
противъ царицы? Но что мнѣ сказать? Тезавѳль нѳистовствуѳгь,
и Илія убѣгаетъ; Иродіада веселится, u Іоаннъ заключается въ
узы; ѳгиптянка клѳвещѳть, и Іосифъ отводится въ темницу. Такъ,
есдя изгонять мѳня, я уподоблюсь Иліи; ѳсли бросятъ въ грязь,—
Іереміи; если въ море,—пророку Іонѣ; ѳсли въ ровъ,—Даніилу;
4 3 6

1

1

) Рааумѣетса Ѳеофялъ алевсаидріііскій, врагъ святитоля.
НЗДАНІЕ СПВ. Д У Х . АКАДЕМІП.

30*