Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ТВОРЕШЯ СВ. ЮАННл 8ЛАТОУСТАГО.

побѣдить никакая сила не можетъ. Церковь—Бржія, а Богъ всего
сильнѣѳ.

Или

раздражаемъ ГЬепода, еда крѣпчайши

его есмиі

(1 Кор. х, 22). Господь основалъ, а ты пытаешься ниспровергнуть?
Или хочешь испытать могущѳство Божіе? Онъ призираетъ на
землю и творитъ ю тряетиея (Псал. сш, 82); повелѣваетъ, и трусъ
прекращаѳтся. Развѣ ты не видѣлъ, сколько разъ Онъ утверждалъ
твой потрясенныО городъ? Тѣмъ болѣе можетъ Онъ оградить отъ
потрясеній Свою Церковь. Цѳрковь внше зѳмли, опа превосходил> даже небо. Небо и земля мимоидутъ, словеса же Моя пе ми-

моидутъ (Мѳ. ххіѵ, 85). Какія слова? Ты еси Петръ, и на семъ
камени созиоюду церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ ей (Мѳ.

XVI, 18). Бсли нѳ вѣришь слову, то дѣламъ долженъ повѣрить.
Сколькими тяранаки воздвигались гоненія на Церковь Божію?
Сколько употрѳблялось ими мучѳній, крестовъ, сколько костровъ,
печей, дикихъ звѣрей, изощрѳнныхъ мечѳй? И опи ничего не достигли. Гдѣ тѳпѳрь тѣ, которыѳ дѣлали это, и гдѣ тѣ, которыѳ
муясественно пѳренѳсли все это. Тѳперь тѣ подвергаются вѣчвымъ
мучѳшяігь, а эти ублаясаются вѣчныиъ веселіѳмъ. Церковь превзошла своимъ блескомъ блѳскъ солнца, а ея гонители объяты
вѣчнымъ мракомъ. Развѣ ты не знаешь, что [нѣкогда] было только
одиннадцать, и они не были побѣждены? Теперь, когда вселѳнная наполнена множествомъ вѣрующихъ, какъ они могутъ быть
побѣждены? Небо и земля мгиштдутъ, слоееса же Моя не мимоидутъ.

И несомнѣнно такъ, потому что для Бога церковь дороже неба.
Не Церковь для неба, а небо для Церкви. Итакъ, прошу, пусть
ничто пѳ смущаѳтъ васъ изъ того, чему вы были свидѣтѳлями.
Буденъ имѣть прѳдъ глазами примѣръ Пѳтра: онъ ходилъ по водавгь, но усоинился, и тогда едва нѳ погибъ, не отъ сильпыхъ
волнъ, но по слабостя вѣры. Развѣ по человѣческой волѣ і ш
434 пришли сюда, или человѣкомъ моженъ быть удалены отсюда? Это
я говорю не изъ падменности или самохвальства, но чтобы укрѣпить сердца вапш, объятыя смущеніемъ. Вспомните, какъ подвижеся и трепетна быеть земля (Псал. хѵп, 8), но городъ не былъ

разрушенъ. Нечестивѣйшій діаволъ, какъ ты думаешь, что можешь одолѣть Церковь, послѣ того какъ не могъ разрушить и
потрясенныхъ стѣпъ? Α Церковь не въ стѣнахъ, но во множествѣ
вѣрующихъ. Какъ сильны вы, какъ нѳпоколѳбимо вы стоите, связанные не желѣзомъ, а вѣрою! Но что я говорю ο такомъ множествѣ? Одного вѣрнаго ты не можешь одолѣть. 0, діаволъ, развѣ
ты не знаешь, что причинили тѳбѣ мученики? Часто [на мученія]
выходила дѣвица нѣжнаго возраста, юныхъ лѣтъ, и оказывалась
крѣпче желѣза; ты строгадъ ребра ея, но вѣры покодѳбать нѳ
могъ. Часто тѣдо истощалось въ мученіяхъ, а крѣпость вѣры нѳ