Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
449
меня, можеть бнть, для того, чтобы испытать меня бѣдствіями,
потому что побѣда нѳпремѣнно сопровоясдаѳтся трудами и
вѣнецъ уготовляется подвигами. Такъ и божественный Павелъ
говорилъ: текеніе скончахъ, вѣру соблюдохъ, прочее убо еоблюдаетея

мнѣ вѣнецъ правди (2 Тим. гѵ, 7—8). Этого вѣнца да сподобитъ
васъ Владыка всѣгь во вѣки! Анинь.

Б Ε С Ъ

Д

Α

по возвращеніи изъ изгнанія ')·
Подливпо, велика буря, и свирѣпы волны; но я не богось 4<ц
потоплепія, потому что стою на камнѣ. Пусть бушуетъ море, поколебать камня оно ие можѳтъ; пусть возстаютъ волны, корабль
Іисусовъ потопуть не можетъ. Къ чему же все это? Мнѣ ли, кому
еже жити — Христосъ, и еже умрети пріобрѣтеніе (Филші. I , 21),

бояться смерти? Страшиться ли мнѣ изгйанія, когда я знаю, что 432
Господпя

земля и иеполпеніе ея (Псал. ххш, 1)? Или опасаться

лтпенія имущества, когда я знаю, что если ничтоже впееохомъ
въ міръ еей, явѣ яко ниже изнести что можемъ (і Тим. ѵі, 7)?
%

Что есть въ мірѣ устрашающаго, Я презираю; вадъ тѣмъ, что
есть въ немъ привлекательнаго, я смѣюсь. Богатства я не желаю, 433
бѣдности пѳ страшусь, смерти нѳ боюсь. СамоП жизнью я дорожу
только для вашего преуспѣянія, и умоляю вашу любовь, ггобы
вы были спокоАпы. Никто не можетъ разлучить васъ съ вамп.
Что Христосъ соединилъ, того человѣкъ нѳ разлучитъ. Если ο
т

мужѣ и женѣ сказапо: сего ради оставитъ человѣкъ отца евоего и
матерь и прилѣпится къ женѣ евоей, и будета два въ плоть едину

(Быт. п, 24), и если это брачное сочетаніе не можетъ быть разрушсно человѣкомъ, тѣмъ болѣе нѳ можетъ быть разлучена цёрковь съ пастыремъ. Ты нападаешь на меня? Но какой вредъ
причинитъ мнѣ твое нападеніе, кромѣ того только, что мѳня ты.
своими пападеніями сдѣлаешь болѣе славнымъ, а свою силу
сокрушишь?

Жестоко

ти есть противу рожна прати

(Дѣян.

іх, 15); острія ты не притупишь, а свои ноги обагришь кровью.
Развѣ волны, которыя бьютъ ο камѳнь, достигаютъ чего-нибудь
болыпаго, кромѣ того, что сами разбиваются и обращаются въ
пѣну? Нѣтъ ничего силънѣѳ Церкви Христовой. Кто съ ней захочетъ бороться, тотъ неизбѣжно погубитъ свои силы: это все равно,
что ополчиться войной противъ неба. Когда ты воюешь съ чѳловѣкомъ, ты можешь побѣдшъ или быть побѣжденнымъ, а церковь
*) Эта бесѣда, песыга сходпая съ предшествующей, въ надапін Мяня
сущвствуеть толысо тта тгатжнокоѵь яаыісѣ, съ которато ш одѣдаігь пербводъ еж.