Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА • РАЗСЛАВЛЕННОМЪ. 43 потому, что не зналъ Христа н никогда не слыхалъ ни о какомъ—
ня о маломъ, ни о великомъ Его чудѣ. Поэтому онъ и получилъ
прощеніе, что выражаетъ и евангелистъ, когда говоритъ: не вѣ~
дяше, кто есть (Іоан, ѵ, 18), и только по одному наружному виду
узналъ Христа, когда встрѣтилъ Его во второй разъ. 5. Нѣкоторые говорятъ, что этотъ разслабленный получилъ
исцѣленіе только потому, что принесшіе его имѣли вѣру; но это
не такъ. Видѣвъ, говорится, вѣру ихъ, не принесшихъ только, но
и принесеннаго (Марк. п, 5). Чтоже, скажутъ, развѣ по вѣрѣ
одного не исцѣляется другой? Я не думаю,—развѣ только тогда,
когда или по незрѣлости возраста, или по чрезмѣрной слабости
онъ самъ не въ состояніи вѣровать. А какъ же, скажутъ, въ ска¬
заніи о хананеянкѣ вѣровала мать, а исцѣлилась дочь? И съ дру¬
гой стороны, если не вѣровалъ сотникъ, то какъ слуга его всталъ
н исцѣлился? Это потому, что сами больные не могли вѣровать.
Послушай, что говоритъ хананеянка: дщи моя злѣ бѣснуется, и
иногда падаетъ во огнь, иногда въ воду (Матѳ, хѵ, 22; хѵп, 15): .
омраченная же въ умѣ, бѣснующаяся, немогущая никогда придти
въ себя и нездоровая—какъ могла бы увѣровать? И въ сказаніи о сотникѣ то же, что о хананеянкѣ; слуга его
лежалъ дома, не зная самъ Хряста, кто Онъ былъ: какъ же могъ
онъ вѣровать въ Того, кого незналъ и о комъ никогда не полу¬
чалъ никакихъ свѣдѣній? Но здѣсь нельзя сказать этого; разслаб¬
ленный вѣровалъ. Откуда это видно? Изъ самаго способа, какимъ
онъ былъ принесенъ. Ты не просто слушай, что его спустили
чрезъ кровлю; но представь, каково было больному перенести такія
страданія. Вы знаете, что больные бываютъ такъ малодушны и
своенравны, что часто и на постели отвергаютъ врачебныя пособія
н рѣшаются скорѣе переносить страданія отъ болѣзней, чѣмъ
терпѣть непріятность отъ этихъ пособій. А этотъ согласился и
выйти изъ дому и быть вынесеннымъ на площадь и показаться
такому множеству присутствовавшихъ. Больные иногда рѣшаются
скорѣе умереть, нежели открытъ свое несчастіе. А этотъ больной не
такъ поступилъ, но, видя зрѣлище переполненнымъ, входъ заключен¬
нымъ, пристань загражденною, согласился быть спущеннымъ чрезъ
кровлю. Такъ изобрѣтательно сильное желаніе; такъ благоуспѣшна
любовь. Подлинно, ищай обрѣтаетъ и толкущему отверзется (Лук.
и, 10). Онъ не сказалъ ближнимъ своимъ: что это значить? За- 67
чѣмъ вы безпокоитесь? Зачѣмъ спѣшите? Подождемъ, пока домъ
опустѣетъ и зрѣлище кончится; когда собравшіеся уйдутъ, тогда
мы будемъ имѣть возможность подойти къ Нему наединѣ и сооб¬
щить Ему объ этомъ. Для чего предъ взорами всѣхъ выставлять
на видъ мои несчастія, и безобразно спускаться сверху? Ничего