Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
448

ТВОРВНІЯ св.

ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО.

шая пророковъ, коварно проповѣдавпіая постъ, знавшая пляску,
достойную назвапія эхидниной, плясавшая во время некончпвшагося пиршества. Она пе пожелала жизни, не пожелала множѳства дѳнегъ, или царскаго достоияства, или изобилія въ чѳмънибудь другомъ. Но, скажн мнѣ, человѣкъ, чего пожелада она?
Головы чѳловѣка. Что я говорю? Не просто человѣка, но благовѣстника. Однако, и получивъ говову, она не одержала побѣды.
Она потребовала головы и отсѣкла ее, получивъ на бдюдѣ удовлетвореніѳ бѳззаконнаго жѳланія. Смотри жѳ и подивись силѣ
4Я2 Божіей. Нѳвинный обличалъ.п быдъ усѣчѳнъ; но усѣчендый—
въ десницѣ Христовой, а она подверглась неотвратимому наказанію. [Теперь] ошпъ сѣмя той [Іезавели], это тернистов произрастѳніѳ обнаруживается и преуспѣваѳтъ. Но, тогда какъ Иродіада
трѳбуѳтъ головы Іоанва, иы ликуемъ не тѣмъ ликованіемъ, которое выражается двиясѳніенъ ногъ, а вдохновенныісъ ликованіемъ
Маріами. Іоаннъ жѳ опять взываетъ и говоритъ: не достоитъ тебѣ
гшѣти жену брата твоего (Марк. ѵі, 18).

5. Что ещѳ сказать? Настоящее вреия ѳсть время слѳзъ. Все
стремится къ безсдавію, и все подлежитъ суду времени. Все оцѣнивается золотомъ. Между тѣиъ святый Давидъ говоритъ й
взываѳтъ: богатство аще течетъ, не пргшиайте сердца (Пс. ь п , 11).

Α кто, скажи мнѣ, былъ человѣкъ, прояанесшій ѳто изрѳченіе?
Не возсѣдалъ ли онъ на высотѣ царскаго престола? Не былъ ли
облеченъ царскою властію? Но онъ не скдонялся на хищеніе;
помысды ѳго не бьіли направлѳны къ истрѳблѳнію благочестія;
заботился онъ нѳ ο сокровищахъ, а ο воинскихъ дружинахъ^ и
не угождалъ женѣ. Избѣгайтѳ ясе вы, жѳвы, чуждыгь ванъ собраній; не внушайте мужьякъ худыхъ совѣтовъ, но утвѳрждайтесь въ томъ, что сказано. Погасили ли ны вашъ пламѳнь? Смягчилось ли вашѳ сѳрдце? Впрочѳмъ я знаю, что дщери Маріами
получатъ пользу; прочія же прѳсытились безъ вина и упились
сребролюбіѳмъ, какъ взываѳтъ и проповѣдуетъ блаженный Павелъ:
корень веѣмъ злимъ сребролюбіе есть (1 Тим. п , 10). Такъ безумныя

жѳнщины заграждаютъ слухъ свой, и, вмѣсто догіраго сѣмени,
произращаюгь терніѳ. Но увѣщѳваю васъ, не допуститѳ, чтобы
нашѳ сѣмя бросаемо было какъ бы на камѳнь. Мы — нива Христа,
отъ Котораго услыпгаиъ: добрѣ, рабе благій, вниди въ домъ Мой;

но какъ бы, вмѣсто этого не было сказано: злий рабе (Матѳ. ххѵ,
23, 26)! Увѣщѳваю ясѳ васъ, да просвѣтится жизнь ваша прѳдъ
чѳловѣками, да нѳ обуяѳмъ своѳй соли, но будеігь просдавдять и
благодарить — богатыѳ богатаго, бѣдныѳ чѳловѣколюбиваго и шпцелюбиваго Христа, сильныѳ мощную руку Его. Это — касательно
васъ. Α мнѣ Богъ попускаѳтъ терпѣть то, что умышляютъ противъ