Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
446

ТВОРВШЯ ОВ. ІОАПЛА 8ЛАТОУСТАГО.

430 ная пристань. Хотя бы возмущалась всѳлевная, я держусь Его
Писанія; я читаю его; эти письмѳна — моя стѣнй, и безопасность.
Какія письмена? Азъ съ вами есмь во ѳсядни до скончанія еѣка (Матѳ.
ххѵга, 20). Христосъ со мною, и кого мвѣ бояться? Хотя бы волны
поднимались на ,меня, хотя бы моря, хотя бы ярость правителей,
все это для меня ничтожнѣе паутины. Если бы не удорживала
меня любовь къ вамъ, я не отказался бы идти куда угодно и
сѳгодня. Я всегдаговорю: ГоспоМда будетъ еоля Твоя (Мате. ѵш, 10);
нѳ то да будетъ, чего хочвтъ тотъ или этотъ, но чего хочешь Ты.
Это—моя твердыня, ѳто —мой камень неподвижный, это — мой
жезлъ нѳсокрушимый. Если Богу угодно, чтобы вто было, да
будетъ! Если же Онъ хочетъ, чтобы я былъ здѣсь, благодарю Его.
Какъ угодно Ему, за все благодарю.
8. Пусть не смущаетъ васъ никто; усѳрдно молитесь. Это
сдѣлалъ діаволъ, чтобы прекратить ваше усердіе ісъ свящѳннослужѳнію. Но онъ не успѣлъ въ этомъ; мы нашли васъ еще болѣе ревностными и пламенными. Завтра я выйду на богослуженіе съ вами. Гдѣ я, тамъ и вы; гдѣ вы, тамъ и я: мы—одно тѣло;
тѣло отъ головы, и голова отъ тѣла не отдѣляѳтся. Мы раздѣлены мѣстомъ, но соединены любовію, и самая смерть не можетъ
разлучить насъ; хотя бы и умерло мое тѣло, живетъ душа, и
помнитъ ο народѣ. Вы мнѣ отцы: какъ я могу забыть васъ? Вы
мнѣ отцы, вы мнѣ жизнь, вы ішѣ похвала. Если вы успѣваѳто,
я прославляюсь; моя жизнь, мое богатство хранится въ вашей
сокровищннцѣ. Тысячу разъ готовъ я быть убитымъ за васъ, и
это считаю не заслугой съ моѳй стороны, а исполненіомъ долга,
потому что пастырь доорый душу свою полаюетъ за овци (Іоан. х, 11);
тысячу разъ готовъ я быть убитыігь, и тысячу разъ подвѳргаться
отсѣчѳнію головы. Для меня ѳта смерть—пѳрѳходъ къ безсмѳртію;
эти козни для меня—срѳдство къ достижѳвію безопасности. Раавѣ
изъ-за денѳгъ подвѳргаюсь я кознямъ, чтобы мнѣ скорбѣть?
Развѣ — за грѣхи, чтобы мнѣ сѣтовать? Нѣтъ, за любовь къ ваиъ,
за то, что я все дѣлаю, чтобы привѳсти васъ въ бѳзопасность,
чтобы никто но проникъ въ паству, чтобы стадо пребывало невредимымъ. Этого достаточно, чтобы мнѣ заслужить вѣнецъ. Чего
не потерпѣлъ бы я за васъ? Вы мнѣ сограждане, вы мнѣ отцы,
вы мнѣ братья, вы мнѣ дѣти, вы мнѣ члены, вы мнѣ тѣло, вы
мнѣ свѣтъ, дажѳ гораздо усладительнѣе ѳтого свѣта. Раавѣ доставляютъ мнѣ солнечные лучи что-нибудь такое, что — ваша любовь? Солнечные лучи приносятъ ішѣ пользу въ настоящѳй
жизни, а ваша любовь сплѳтаеть мнѣ вѣнецъ въ будущей. Это
говорю я въ уши слушающихъ; а какія упш усерднѣе вапшхъ
къ слушанію? Вы бодрствовали столько днѳй, и ннчто не утомидо