Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
448 TBOPRJIIfl СП. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. тая пророковъ, коварно проповѣдавшая постъ,- знавшая пляску,
достойную названія эхидниной, плясавшая во время некончпв-
шагося пиршества. Она не пожелала жизни, не пожелала мно¬
жества денегъ, или царскаго достоинства, или изобилія въ чемъ-
нибудь другомъ. Но, скажи мнѣ, человѣкъ, чего пожелала она?
Головы человѣка. Что я говорю? Не просто человѣка, но благо¬
вѣстника. Однако, и получивъ говову, она не одержала побѣды.
Она потребовала головы и отсѣкла ее, получивъ на блюдѣ удов¬
летвореніе беззаконнаго желанія. Смотри же и подивись силѣ
432 Божіей. Невинный обличалъ ѵи былъ усѣченъ; но усѣченный—
въ десницѣ Христовой, а она подверглась неотвратимому нака¬
занію. [Теперь] опять сѣмя той [Іезавели], это тернистое произра¬
стете обнаруживается и преуспѣваетъ. Но, тогда какъ Иродіада
требуетъ головы Іоанна, мы ликуемъ не тѣмъ ликованіемъ, кото¬
рое выражается движеніемъ ногъ, а вдохновеннымъ ликованіемъ
Маріами. Іоаннъ же опять взываетъ и говоритъ: не достоитъ тебя
имѣти жену брата твоею (Марк. VI, 18). 5. Что еще сказать? Настоящее время есть время слезъ. Все
стремится къ безславію, и все подлежитъ суду времени. Все оцѣ¬
нивается золотомъ. Между тѣмъ святый Давидъ говоритъ а
взываетъ: богатство аще течетъ, не прилагайте сердца (Пс. ьхі, 11).
А кто, скажи мнѣ, былъ человѣкъ, произнесшій это изреченіе?
Не возсѣдалъ ли онъ на высотѣ царскаго престола? Не былъ ли
облеченъ царскою властію? Но онъ не склонялся на хищеніе;
помыслы его не были направлены къ истребленію благочестія;
заботился онъ не о сокровищахъ, а о воинскихъ дружинахъ, и
не угождалъ женѣ. Избѣгайте же вы, жены, чуждыхъ вамъ со¬
браній; не внушайте мужьямъ худыхъ совѣтовъ, по утверждай¬
тесь въ томъ, что сказано. Погасили ли мы вашъ пламень? Смяг¬
чилось ли ваше сердце? Впрочемъ я знаю, что дщери Маріами
получатъ пользу; прочія же пресытились безъ вина и упились
сребролюбіемъ, какъ взываетъ и проповѣдуетъ блаженный Павелъ:
корень всѣмъ злымъ сребролюбіе есть (1 Тим. ѵі, іо). Такъ безумныя
женщины заграждаютъ слухъ свой, и, вмѣсто добраго сѣмени,
произращають терніе. Но увѣщеваю васъ, не допустите, чтобы
наше сѣмя бросаемо было какъ бы на камень. Мы—нива Христа,
отъ Котораго услышимъ: добрѣ, рабъ благій, вниди въ домъ Мой;
но какъ бы, вмѣсто этого не было сказано: злый рабе (Матѳ, ххѵ,
23, 26)! Увѣщеваю же васъ, да просвѣтится жизнь ваша предъ
человѣками, да не обуяемъ своей соли, но будемъ прославлять и
благодарить—богатые богатаго, бѣдные человѣколюбиваго и нище¬
любиваго Христа, сильные мощную руку Его. Это—касательно
васъ. А мнѣ Богъ попускаетъ терпѣть то, что умышляютъ противъ