Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЬСЪДА ПКРВД'Ь ОТІІРАВЛКШКІІЪ ВЪ ССЫЛКУ. 44Ь утверждается. Если Онъ утвердилъ колебавшійся городъ, то тѣмъ
болѣе можетъ утвердить Церковь. Церковь сильнѣе неба: небо и
земля прейдутъ, словеса же Моя не прейдутъ (Матѳ, ххіѵ, 35). Какія
словеса? Ты еси Петръ, и на семъ камени созижду Церковь Мою, и
врата адова не одолѣютъ ей (Матѳ, хѵі, 18). 2. Если нс вѣришь слову, вѣрь дѣламъ. Сколько было ти¬
рановъ, хотѣвшихъ одолѣть Церковь! Сколько сковородъ! Сколько
печей, звѣриныхъ зубовъ, изощренныхъ мечей! И не одолѣли.
Гдѣ враждовавшіе? Они умолкли и преданы забвенію. А гдѣ
Церковь? Она сіяетъ свѣтлѣе солнца. Ихъ дѣла исчезли, а дѣла
ея безсмертны. Если христіане не побѣждены тогда, когда были
малочисленны, то какъ ты можешь побѣдить ихъ, когда благоче¬
стіемъ полна вселенная? Небо и земля прейдутъ, словеса же Моя
не прейдутъ. И весьма справедливо, потому что для Бога Цер¬
ковь вожделѣннѣе неба. Небеснаго тѣла не принялъ Онъ, а плоть
Церкви принялъ. Небо для Церкви, а не Церковь для неба. Ни¬
что изъ случившагося пусть не смущаетъ васъ. Одолжите меня
этимъ—вѣрою неизмѣнною. Развѣ вы не знаете, что Петръ, идя
по водамъ и немного усумнившись, сталъ утопать не отъ безпо¬
рядочнаго движенія воды, а отъ слабости вѣры? Развѣ по чело¬
вѣческимъ опредѣленіямъ мы пришли сюда? Развѣ человѣкъ
привелъ пасъ, чтобы человѣкъ могъ и извести? Это говорю я не
по гордости,—да не будетъ, — и не по тщеславію, а желая утвер¬
дить колеблющееся въ васъ. Діаволъ захотѣлъ поколебать Цер¬
ковь послѣ того, какъ успокоился городъ. Проклятый и ковар¬
нѣйшій діаволъ, ты нс одолѣлъ стѣпъ, и надѣешься поколебать
Церковь? Но развѣ Церковь — въ стѣнахъ? Церковь — во множе¬
ствѣ вѣрующихъ. Вотъ, сколько твердыхъ столповъ, не желѣ¬
зомъ связанныхъ, но скрѣпленныхъ вѣрою! Не говорю, что столь
великое множество сильнѣе огня; даже, если бы былъ и одинъ,
ты не одолѣлъ бы его. Ты знаешь, какія раны нанесены тебѣ муче¬
никами. Нерѣдко (мученіямъ) подвергалась нѣжная, неискусобрач¬
ная отроковица; она была мягче воска, п становилась тверже камня.
Ты строгалъ ея ребра, а вѣры ея не похитилъ. Естество плоти
ослабѣвало, а сила вѣры не оскудѣвала; тѣло истощалось, а душа
юнѣла; составъ измождался, а благочестіе оставалось неизмѣн¬
нымъ. Ты не одолѣвалъ одной женщины, и надѣешься одолѣть
столь многочисленный народъ? Развѣ не слышишь, что говоритъ
Господь: идѣже еста два или тріе собрани во имя Мое, ту есмь
посреди ихъ (Матѳ, хѵш, 20)? А гдѣ связанъ любовію столь много¬
численный народъ, ужели тамъ нѣтъ Его? Я имѣю отъ Него за¬
логъ; вѣдь развѣ на собственную силу я надѣюсь? Я владѣю Его
Писаніемъ. Это—мой жезлъ, это—моя опора, это—моя безмятеж-