Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
GJIOBO Ο ІІРЦЦЯТШ

ΟΒΒΚΙΊΑΙΙΑ.

441

сптрь добрый душу евою полагаетъ за овцы своя (Іоап. х, 11). И вы
тоже дѣлаетѳ ддя насъ, такъ какъ привязаны къ данъ подобною
же дюбовію. Такъ и Павелъ, слшпите, что говоритъ: цѣлуйте
ІІриекиллу и Акилу, споспѣшника мояο Христѣ Іисусѣ, иже т
дути моей евоя вия полозюиша (Римл. х п , 3, 4). Подлинно, какъ
прекрасно пастырю быть аакланнымъ за овѳцъ, такъ же прекрасно
и овцамъ въ домой смерти не отдѣляться отъ пастыря; если они
будутъ съ ннмъ нераадѣльно, то нѳ станутъ бояться волка—діавола. Стѣна любви крѣпчѳ адаманта. Братъ отъ брата помогаемъ,
яхо градъ твердъ и высокъ (Притч. хѵш, 19\ Съ этого началъ я свое
слово, чтобы вы съ любовію выслушали то, что мы скажѳмъ, и
чтобы кто-нибудь изъ васъ не сталъ возмущаться. Говоримъ ο
такомъ дѣлѣ, ο которомъ достойно говоріпъ въ Церкви и ο котороиъ достойно слушать съ охотою. Говоримъ съ вами ο мирѣ.
И что приличнѣе священнику Божію, какъ нѳ расііолагать народъ
къ миру? Противорѣчія нѳ бываегь тамъ, гдѣ u посольство свящѳнно, и посодъ лх>бѳзенъ. Говоримъ ο мирѣ, для котораго Сынъ
Божій сяизошелъ на зеилю, чтобы кровію Своею примирить не
только то, что на зѳмлѣ, до іі то, что на небѣ, и земное соединить съ небесішмъ. Говорішъ ο мирѣ, для котораго Сынъ Боясій
пострадалъ, для котораго Онъ пригвождѳнъ быдъ ко кресту и иогребенъ. Миръ Онъ оставилъ намъ вмѣсто всякаго наслѣдственпаго имѣнія и далъ Цѳркви внѣсто стѣнъ, ѳго положилъ щитомъ
противъ діавода, иігь вооружялъ насъ, какъ мѳчемъ противъ бѣсовъ; въ мирѣ указалъ Онъ вѣршлгь спокойвѣйшую пристань и въ 426
ненъ даровалъ наиъ средство къ умилостпвлевію Бога и способъ
къ очищенію грѣховъ. Объ этоиъ нирѣ я иряшелъ къ ванъ ходатаѳігь. Не покройтѳ меня стыдомъ, нѳ обезчѳстьтѳ моего посольства; согласитесь со мною, прошу васъ. Много ужѳ было въ Церкви печальныхъ событій, исповѣдуюсь прѳдъ Ііогомъ; по я нѳ
одобряю возмущѳній, нѳ люблю мятежей. Оставимъ же это; перестаньте, успокойтѳсь, умиритѳ духъ, обуздайтѳ гнѣвъ; довольно
уже страдала Цѳрковь; пусть будетъ конецъ, пусть прекратятся
смуты. Это и Богу угодно, и благочестивѣйшѳму іх>сударю пріятно.
Надобно повиноватьея и царямъ, особепно когда они самн повннухггся церковншгь законамъ; если апостолъ говоритъ: пачальствуюцымъ и владтщимъ покоряйтеся (Тят. ш, 1), то не тѣмъ ли
болѣе — царю благочѳстявому и заботящемуся ο Цѳркви? Итакъ,
если я приготовилъ ваши души къ принятію моего посольства,
то прюштѳ брата натего, Северіана епископа. Благодарю васъ,
чго рѣчь мою сопровождаегѳ похваламн. Вы даете мнѣ плоды ііовиновенія; тѳперь я радуюсь, что посѣялъ доброе сѣмя, потому
что вогь уже н собираю снопы шденйцы. Да наградить васъ