Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО О МИРЪ, ПРОИЗиВСВННОЕ СКВВРІАНОМЪ. 443 убирается цвѣтами и различными украшеніями, и съ пути устра¬
няется все, что могло бы оскорбить взоръ царя, такъ и теперь—
при торжественномъ шествіи Христа, Царя мира, пусть будетъ
устранено все печальное; пусть будетъ изгнана ложь, когда воз¬
блистала истина, пусть бѣжитъ прочь несогласіе, когда возроди¬
лось согласіе. Часто можно видѣть, какъ при изображеніи [двухъ]
царей или братьевъ художникъ, желая наглядно выразить ихъ
взаимное единодушіе, изображаетъ позади ихъ согласіе въ видѣ
изящной женской фигуры, обнимающей своими руками обоихъ,
показывая такимъ образомъ, что тЬ, которыхъ видятъ раздѣлен- до
ными тѣлесно, въ мысляхъ и волѣ единодушны; такъ точно те¬
перь миръ Божій, ставъ посрединѣ и заключивъ насъ Всѣхъ въ
любвеобильныя объятія, соединеніемъ рукъ внушаетъ намъ при
различіи тѣлъ слиться въ одну душу. Въ этомъ, безъ сомнѣнія,
исполняется слово пророческое, которое говорить: и совѣтъ миренъ
будетъ между обѣма (Зах. ѵі, 18). Еще только вчера общій отецъ
нашъ въ евангельскомъ словѣ предрекалъ миръ: и вотъ сегодня .
мы утвердили слова мира. Вчера онъ со словами мира раскрылъ
для насъ свои объятія: и сегодня мы съ умягченнымъ сердцемъ
и простертыми руками спѣшимъ къ Господу съ дарами мира.
Война уже прекратилась, торжествуетъ блаженство мира. Теперь
діаволъ въ печали, и все полчище демоновъ испускаетъ вопли
Теперь радость на небесахъ, и ликованіе среди ангеловъ, кото¬
рымъ особенно пріятенъ миръ. Этому дѣлу [состоявшемуся при¬
миренію] удивляются и небесныя силы, потому что ихъ [всегда]
имѣетъ при Себѣ Тотъ неизсякаемый Источникъ мира, изъ кото¬
раго какъ бы каплями увлажняется и ваша земная нива. По¬
этому, хотя миръ собственно на землѣ, блескъ хвалы его разли-
. вается до небесъ; небесные ангелы восхваляютъ его и говорятъ: где
слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человнцѣхъ благоволеніе
(Лук. п, 14). Видишь, какъ всѣ небесные и земные взаимно обмѣ¬
ниваются благами мира? Небесные ангелы возвѣщаютъ миръ землѣ,
святые на землѣ восхваляютъ Сѣдящаго на небесныхъ Христа,
Который есть миръ нашъ, и въ таинственныхъ ликахъ восклп;
цаютъ: осанна въ вышнихъ (Мѳ. ххі, 9). Итакъ, скажемъ и мы.
слава въ вышнихъ Богу, Который низложилъ діавола и вознесъ Хри¬
ста Своего. Слава въ вышнихъ Богу, Который сокрушилъ раздоръ
и возстановилъ согласіе. Конечно, я но могу забыть хитрости діа¬
вола, коварство котораго небезъиэвѣстно и вамъ. Видѣлъ сатана
твердость вашей вѣры, ваше непоколебимое постоянство въ этомъ
благочестіи догматовъ, видѣлъ изобиліе у васъ плодовъ добрыхъ
дѣлъ: и вотъ все это приводитъ его въ неистоство, онъ воспла¬
меняется бѣшеной яростью, чтобы разрушить дружбу, искоренить